История

ОСНОВАНИЕ НУУз ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА

Исламские  высшие школы-медресе  были известны в Узбекистане и в древнем мире    как оплот  деятельности знаменитых ученых.  Великие восточные просветители, ученые-энциклопедисты составляли передовой отряд мировой науки и были известны всему просвещенному человечеству. Однако значительную силу, противостоящую прогрессу и  развитию, в это время  составляли невежественные, полуграмотные богословы,  отстаивающие догматы ислама  и прикрывающие свою агрессивную антипросветительскую деятельность религиозными лозунгами. К концу XIX века на исторической арене   появилось движение  джадидов, которые провозглашали себя сторонниками просвещения и научно-технического прогресса. Джадиды  заложили в основу своей деятельности идею создания светского научного высшего образовательного учреждения  как актуальной и жизненно необходимой  задачи государственного масштаба, стоящей на повестке дня.  Они отдавали себе отчет в том, что национальная независимость и прогресс страны  напрямую зависят от  уровня  образования,  просвещения и научно-технических достижений. Поэтому в  первые десятилетия ХХ века  в джадидской печати активно пропагандируется идея создания светской высшей школы. Джадидская интеллигенция  послала официальный запрос  о возможности  организации университета  сначала  царскому  правительству, а затем и советским властным структурам. В это же время  известные русские ученые тоже активно выдвигают  идею об организации в Ташкенте университета. В ответ на эти инициативы советское  руководство  16 марта 1918 года  публикует постановление об организации в Ташкенте Туркестанского народного университета. Согласно этому документу в Ташкенте,  в Новом городе,   русские ученые начинают активную деятельность по созданию университета. Однако в этом постановлении советских властей не были учтены интересы местного, мусульманского в своем большинстве, населения. Понимая неправомерность такого подхода,  выдающийся общественный деятель Мунавваркори Абдурашидхонов  9 апреля того же года срочно собирает у себя дома представителей джадидской интеллигенции.  Они ставят  вопрос о создании мусульманского народного университета  и получают   поддержку  своих   просвещенных  сторонников.  Тогда же был организован комитет по созданию мусульманского народного университета, во главе которого стал  Мунавваркори Абдурашидхонов. Комитет начал активную деятельность по двум направлениям.    Целью первого было стремление  получить признание советского правительства.  Второе было  обращено к практике и имело целью организацию Мусульманского народного университета  в районе Старого города  в Ташкенте. Власть в первые дни мая официально признала комитет и даже стала выплачивать его сотрудникам заработную плату. Начатые по инициативе Мунавваркори Абдурашидхонова работы  стали  быстро осуществляться при активной поддержке  заинтересованной мусульманской  интеллигенции.  Мусульманский народный университет  официально в торжественной обстановке был открыт 12 мая 1918 года. Он помещался на площади Эски Жува в здании магазина Викулы Морозова (современное здание Театра юного зрителя). Торжества открыл Мунавваркори Абдурашидхонов,  избранный  первым руководителем, ректором   Мусульманского народного университета. После его краткого выступления на трибуну поднимались представители власти и народа. Они   высказывались по поводу этого исторического события,  говорили о своих планах, пожеланиях. Организация джадидами высшего светского образовательного учреждения – Мусульманского народного университета -  стала историческим свидетельством  воплощения национальной мечты о просвещении народа. Мусульманский народный  университет  стал официальным подразделением открытого в Новом городе 21 апреля 1918 года русскими учеными Туркестанского народного университета. Таким образом,  впервые в нашей истории был основан  университет, состоящий из двух частей и ведущий обучение на двух языках.  С первых дней его функционирования стали издаваться газеты «Халк дорилфунуни» и «Народный университет»  соответственно на узбекском и русском языках.
Общее управление в университете осуществлял Научно-педагогический совет, имеющий в своем составе 15 человек. Университетское Научно-педагогическое сообщество состояло из 299 человек,  из них 22 – с высшим религиозным образованием, полученным в медресе, 2 специалиста  получили высшее образование в России. Мусульманский народный университет на практике стал трехуровневым Центром образования и воспитания: высший уровень – дорилмуалимин (институт учителей);  средний уровень – профессиональное обучение (различные профессиональные курсы, кружки); нижний уровень – начальное образование.
В университете преподавали Мунавваркори Абдурашидхонов, Бурхон Хабиб, Абдурауф Фитрат, Камол Шамси, Хайдар Шавкий, Абдулла Рахимбоев, Абдурахмон Исмоилов и другие представители джадидской интеллигенции. Туркестанский университет тоже был трехуровневым. Его высший уровень представляли факультеты: историко-филологический, общественно-экономический, естественно-математический,  сельскохозяйственный и технический. Им руководил ректор А.В.Попов. Среди  преподавателей были такие известные ученые, как Р.Р.Шредер, С.А.Кочан, Г.М.Сваричевский, В.И.Романовский и др.
Осенью 1918 года, когда  мусульманский университет стал набирать силу и становиться на ноги, его деятельность  была прекращена  распоряжением советских властей   и он был закрыт. Входящий в его состав «Дорилмуалимин»,  или институт учителей,  оставил глубокий след в истории подготовки национальных кадров, обеспечив страну квалифицированными специалистами на многие годы.
В 1919 году Туркестанскому народному университету был присвоен статус государственного, и он стал быстро и активно развиваться. С 1923 по 1960 год он функционировал под названием Среднеазиатский государственный университет (САГУ), а с 1960 года по 2000 год назывался Ташкентским государственным университетом. Этот вуз явился первым не только в Узбекистане, но и во всем Среднеазиатском регионе. Он внес бесценный вклад в развитие высшего образования, науки, техники, культуры и просвещения Узбекистана и соседних республик – ныне независимых государств. Многие великие ученые, знаменитые люди нашего времени, которых университет  взрастил, признают его своей  alma mater.
После обретения независимости  мечты великих патриотов, подвижников высшего светского образования, просветителей джадидов полностью осуществились. Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов на встрече в Ташкенте  со своими избирателями 6 января 2000 года внес предложение о придании статуса Национального Ташкентскому государственному университету. Это предложение было поддержано широкой общественностью, и 28 января 2000 года был подписан Указ о присвоении Ташкентскому государственному университету статуса «Национальный университет Узбекистана».
В Указе были признаны великие заслуги просветителей-джадидов  перед Родиной и нацией, достигнутые самоотверженным трудом на  благородном поприще  просвещения и прогресса. Отмечалось, что восстановление исторической правды будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи в духе приверженности общечеловеческим и традиционным национальным ценностям,  направленности   подрастающего поколения на развитие,  научно-технический прогресс и процветание любимой родины. Цель всей  дальнейшей деятельности  университета - подготовка  высококвалифицированных национальных кадров. Основателями Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека объявлены джадиды-просветители, а датой его основания – 12 мая 1918 года.



История
Основные показатели
899 Профессор-ўкитувчилар сони
6078 Jami talabalar soni
3500000 ARM fondi
35 Ta’lim yo‘nalishlari