Biology

Dean Abdraxmanov Toxtasin
Dean, Candidate of Agricultural Sciences
Reception Monday-Friday, 14:00-15:00
Address Tashkent. Student town st. University-4.
Phone +99871-227-15-44
Fax
e-mail soilecology@yandex.ru
The Faculty of Biology and Soil Sciences is one of the oldest, honorable and prestigious department within the National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek.  Until the 30th of the last century, the faculty and its departments acted as a branch of the Faculty of Physics and Mathematics. Beginning of the 1931 was established separately - Faculty of Biology and Soil Science.



The first dean of the faculty of biology and soil was Professor A.L. Brodsky - the founder of the scientific direction and the school of Pedozoology.
In 1932-1933 years, dean of the biology and soil faculty was T.Z. Zohidov. T.Z. Zohidov achieved the title of academician and as a scientist  reached a great contribution  to the development of vertebrate zoology.
In 1933-1934 years, dean of the biology and soil faculty was I.A. Raikova, who contributed to the development of botanical science.
In 1934-1936, N.A. Keizer became the dean of the faculty. He made a great contribution to the development of hydrobiology and ichthyology of our republic.
In 1944-1959, the dean of the faculty was P. B. Azizov, who contributed to the development of genetic science and the training of qualified staff/specialists. 
In 1959-1965, the dean of the faculty was K.N. Press, which made a great contribution to the development of zoological science.
In 1965-1970 G.K. Kamilov, whose great honors was the development of the department of Ichthyology.
In 1970-1973, Kh.K. Hamrakulov. He is a prominent scientist who has contributed to the development of human and animal physiology.
In 1973-1974, the dean was Academician A.T. Tulaganov, a grate scientist, who contributed to the development of the field of phytohelminthology in our republic.
In 1974-1977, the faculty was again headed by G.Ê. Kamilov.
In 1977-1988 the position of dean of the faculty took M.N. Valikhanov During these years, the faculty moved to the current building and was marked by the development of biochemical science.
In 1988-1992, B.Z. Zaripov, who contributed to the diversified development of the faculty.
In 1992-1998, M.S. Ergashev, who made a great contribution to the development of human and animal physiology.
In 1998-2004, T.A. Abdrakhmanov was the dean of the faculty, who made a great contribution to the development of soil science and agrochemistry.
In 2004-2011, B.A. Muminov became the dean of the faculty, who made a great contribution to the development of the zoology of invertebrates.
In 2011-2014, the dean of the faculty was O.K. Rakhimov, during which the faculty was overhauled.
In 2014-2015, A.S. Yuldashev, who made a great contribution to the development of botany and plant physiology.
In 2015, the faculty was renamed Biological Faculty.
In 2015-2016, V.B. Fayziev became the dean of the faculty, who contributed to the development of microbiology.
In 2016–2018, F.N. Pirakhunova, who contributed to the development of botany and plant physiology.
From 2018 to the present, dean of the faculty A.T. Abdrakhmanov.




The history of the Faculty of Biology closely connected with the history of the departments, each of them has its own scientific schools, from which famous scientists and academicians came from.

SPECIALTIES AND DIRECTIONS

Bachelor degree program - study duration - 4 years

Directions:

• 5140100 - Biology
• 5141000 - Soil Science
• 5630100 - Ecology and environmental protection

Master‘s program - study duration - 2 years

Directions:

• 5À140101 - Biology (by science)
• 5À140102 - Microbiology and virology
• 5À140103 - Ichthyology and hydrobiology
• 5À140104 - Biotechnology
• 5À140105 - Biophysics
• 5À140106 - Biochemistry
• 5À140107 - Genetics
• 5À140108 - Zoology
• 5À141001 - Soil Science
• 5À141002 - Experimental agrochemistry
• 5À630102 – Ecology

Doctoral and Basic Doctorate - Duration - 3 years

  Specialty:

03.00.04 - Microbiology and Virology
03.00.05 - Botany
03.00.06 - Zoology
03.00.09 - General genetics
03.00.10 - Ecology, 03.00.13 - Soil Science

Student contingent:

Bachelor Day full-time - 674 people
Undergraduate correspondence department - 135 people
Master - 124 people

Professorial - teaching staff: 

Academicians - 5 people
Doctors of sciences and professors - 22 people
Ph.D. and associate professors/docent - 48 people



FUNCTIONING DEPARTMENT/ CHAIRS OF THE FACULTY

Department of «Biochemistry» - for the first time in Uzbekistan, the Department of Biochemistry and Biophysics organized under the direction of Ya.H. Turakulova in 1962. The scientific direction of the department: The study of the action mechanism of biologically active substances of plant origin on cell metabolism.
Department of «Human and Animal Physiology» - founder of the department A.I. Izrael – 1929. Scientific direction of the department: The study of the influences of biologically active substances on the physiological and biochemical processes of the body.
Department of «Biophysics» - founder B.A. Tashmuhamedov, in 1929. The scientific direction of the department: The study of the regulatory mechanism of influences the low-frequency electromagnetic field on plants and microorganisms.
Department of «Microbiology and Biotechnology» was established in 1938 by I.À. Raikova on the basis of the department "Inferior Plants". The scientific direction of the department: Development of resource-saving and competitive technologies for obtaining biologically active substances and theoretical and practical aspects of their use, influences of anthropogenic factors on the microflora of the Tashkent region.
Department of "Genetics" - organized by P.A. Baranov in 1920. The scientific direction of the department: Genetics of morphological markers high quality fiber and early ripening, as well as cotton immunity to diseases and entomo pests with the aim of developing methods to improve the efficiency of marker selection.
Department of “Zoology” is organized under the supervision of A.L. Brodsky. The scientific direction of the department: Biodiversity of the animal world of Uzbekistan and the problems of its preservation.
Department "Botany and Plant Physiology" was formed on the integration of department of Botany and Plant Physiology. Scientific directions of the department: Vegetation cover of the Western Tien Shan, Study of physiological and biochemical features/specialty of the introduction of new and untraditional crops.
Department of “Ecology” - in order to train ecologists, department of Hydrobiology and Ichthyology was renamed the Department of Ecology and Ichthyology. The scientific direction of the department: Restoration of destroyed ecosystems of technogenic soils in the republic. Scientific substantiation of salt tolerance plants and study of promising plants that are involved in soil demineralization.
Department of "Soil science" - organized in frame of the geological department in 1935. The scientific direction of the department: Genesis, geography, evolution, agromeliorative properties of the soils of Uzbekistan, ways of their restoration, preservation, increase of fertility and protection.
Currently, the faculty enrolls 953 students (753 - in three areas of undergraduate: Bachalor-124, 13-specialties of a magistracy, 82 - in the correspondence department).



SCIENTIFIC ACTIVITY






Currently, the faculty has 9 departments, 2 scientific laboratories and the Center for AGROECOBIOTotechnology, information resource center and reading rooms/library. The faculty has the only collection of cotton lines in the world and opened Zoological Museum. The collection of the zoological museums includes over 22 thousand birds belonging to 600 species, 1.5 thousand mammal specimens, 700 eggs taken from bird nests and a large number of insect samples.



Faculty trains highly qualified specialists with higher education in various topics/directions - biologists, ecologists, soil scientists, agrochemists, biochemists, biophysicists, botanists, geneticists and ichthyologists, zoologists for independent Uzbekistan and Central Asia. At the present faculty trainings conducted in the following areas: 5140100-biology, 514100-soil science, 5630100-Ecology and environmental protection, on their basis 12 Master specialists are being trained.






The faculty has formed several scientific schools. The school of zoology was founded by academicians T.Z. Zakhidov, A.T. Tulaganov, scientific school on biochemistry Ya.H. Turakulov and M.N. The Valikhanov Scientific School of Biophysics was founded by Academician B.A. Tashmukhamedov. Scientific School of Botany was founded by Academician I.I. Granitov, a scientific school in soil science and agricultural chemistry, was founded by academician S.N. Ryzhov, a scientific school of genetics founded by Academician DA A. Musaev.




At present, their successors are academicians M. Mavloni, A. Abdullaev, R. Sobirov, J. Azimov, J.S. Sattarov, B.A. Tashmukhamedov, T.F. Aripov, A. Abdukarimov, B. Zaripov, Professor S.N. Dolimov, M. Abdullaeva, L. A. Gafurova, L. S. Kuchkarova, K.S. Safarov, Қ.D. Davronov, Қ. Davronov, H.H. Tursunov, A. Vakhobov, S.A. Abdullaev, U.Z. Mirkhodzhaev, associate professors T. Abdrakhmanov, M. Fakhrutdinova, B. M¢minov, A.K. Safarov and others.
On December 5, 2018 year, branche of the Department of Biology Faculty was opened as part of the Soil Evaluation Institute of the State Committee Uzgeozemkadastr.


SPIRITUAL EDUCATIONAL ACTIVITY

In order to strengthen the historical memory and study the spiritual heritage of our ancestors, to familiarize the life path of our contemporaries, regularly holding meetings with young people and giving/showing up examples to follow. Every month, meetings with well-known actorists, scholars, poets and doctors and open conversations on various topical issues are organized at the faculty and student dormitory.
 
  
In addition, traditionally holding different competitions “Quvnoqlar va Zukkolar”, “Zakovat” and events “Gullar Bayrami”. “Navruz” is celebrated at the faculty every year. Also, the Women‘s Council of the Faculty holds events with girls students on the observance of traditions and morals. Systematically within the framework of “Meer of Ko’zda”, visiting mentors who worked earlier and retired professors-teachers.

COOPERATION

The faculty is widely connected with foreign universities, in particular, the Department of Soil Science and Agricultural Chemistry based on the Erasmus Mundus program planned for 2010-2017 under an international project,  «CASIA – Central Asia Student International Academic exchange with European Union» bachelors, masters and teachers trained and completed internships at prestigious universities in Europe - Wageningen University, The Netherlands, Universitat fiir Bodenkultur, Austria, University of Hohenheim, Germany, Czech University of Life Sciences, Czech Republic, Slovak University of Agriculture, Slovak Republic, The Swedish University of Agricultural Sciences, Sweden, Universidad de Granada. Spain.
On September 20, 2018, a lecture by Temur Yunusov, Doctor of Cambridge University, was held on the topic: “Actual problems of biology and ecology”.



On October 20, 2018, Rector of the Russian Agrarian University named after K.A. Timiryazeva, Dr. /Professor V.P. Chayka visited our faculty.  During the seminar, prospects and agreements on academic partnership were signed. Signed in 2017 between the National University of Uzbekistan. Mirzo Ulugbek and the Russian Agrarian University. K.A. Timiryazev, on the further expansion of cooperation, in particular the opening of the department in the specialty “Organic farming” and joint leadership in the preparation of Master Degree. 


Currently, the Erasmum + Key Aktion 1-Mobilitey program for students and staff is continuing to expand academic exchange with European universities. In addition, participation in lectures of scientists from prestigious universities in Russia, Poland, the Czech Republic and the USA has been organized.

In the period from 10.15.2018 to 10.22.2018, the biological faculty of the National University of Uzbekistan was visited by the Nobel laureate, professor of the University of North Carolina, Turkish scientist Aziz Sanjar. He read scientific lectures to students on the topic: “Life devoted to science” and took part of the organization of the “Aziz Sanzhar” Laboratory of Molecular Biology.






Basic Indicators
1200 Ïðîôåññîð-¢êèòóâ÷èëàð ñîíè
10500 Jami talabalar soni
3500000 ARM fondi
45 Ta’lim yo‘nalishlari

Биология

Декан Абдрахманов Тохтасин
Декан, Кандидат сельскохозяйственных наук
Приём Понедельник-Пятница, 14:00-15:00
Адрес г. Ташкент. Студенческий городок ул. Университетск
Телефон +99871-227-15-44
Факс
e-mail soilecology@yandex.ru
Биолого-почвенный факультет является одним из старейших, почетных и престижных подразделений в составе Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека. До 30 годов прошлого века факультет и его кафедры действовали в качестве отдела физико-математического факультета. Начиная с 1931 года, в университете отдельно был создан биолого-почвенный факультет.



Первым деканом биолого-почвенного факультета стал профессор А.Л. Бродский – основатель научного направления и школы педазоологии.
В 1932-1933 гг. деканом биолого-почвенного факультета был Т.З. Зохидов. Т.З. Зохидов достиг звания академика и является ученым, внесшим большой вклад в развитие зоологии позвоночных животных.
В 1933-1934 гг. деканом биолого-почвенного факультета стала И.А. Райкова, которая внесла свой вклад в развитие ботанической науки.
В 1934-1936 годах деканом факультета стал Н.А. Кейзер. Он внес большой вклад в развитие гидробиологии и ихтиологии нашей республики.
В 1944-1959 годах деканом факультета был П.Б. Азизов, который способствовал развитию генетической науки и подготовке квалифицированных кадров.
В 1959-1965 годах деканом факультета был К.Н. Нажимов, который внес большой вклад в развитие зоологической науки.
В 1965-1970 годы деканом факультета был Г.К. Камилов, большой заслугой которого было развитие кафедры ихтиологии.
В 1970-1973 годах в должности декана работал Х.К. Хамракулов. Он является видным ученым, внесшим свой вклад в развитии  физиологии человека и животных.
В 1973-1974 годах деканом был академик А.Т. Тулаганов, видный ученый, внесшим свой вклад в развитие области фитогельминтологии нашей республики.
В 1974-1977 годах факультет снова возглавил Г.К. Камилов.
В 1977-1988 годах  должность декана факультета занял М.Н. Валиханов. В эти годы факультет переехал в нынешнее здание и ознаменовано развитием биохимической науки.
В 1988-1992 годы деканом стал Б.З. Зарипов, который внес свой вклад в разностороннее развитие факультета.
В 1992-1998 годах деканом факультета стал М.С. Эргашев, который внес большой вклад в развитие  физиологии человека и животных.
В 1998-2004 годы деканом факультета стал Т.А. Абдрахманов, который внес большой вклад в развитие  почвоведения и агрохимии.
В 2004-2011 годы деканом факультета стал Б.А. Муминов, который внес большой вклад в развитие зоологии беспозвоночных животных.
В 2011-2014 деканом факультета был О.К. Рахимов, в годы которого факультет капитально отремонтирован.
В 2014-2015 годы деканом факультета стал А.С. Юлдашев, который внес большой вклад в развитие ботаники и физиологии растений.
В 2015 году факультет переименован в биологический.
В 2015-2016 годы деканом факультета стал В.Б. Файзиев, который внес вклад в развитие  микробиологии.
В 2016-2018 годы деканом факультета стала Ф.Н. Пирахунова, которая внесла вклад в развитие  ботаники и физиологии растений.
С 2018 года по настоящее время деканом факультета является А.Т. Абдрахманов.
История биологического факультета неразрывно связана с историями кафедр, каждая из которых имеет свои научные школы, откуда вышли видные учёные и академики.




Факультет с момента своего основания является ведущим факультетом, который подготовил свыше 12 тысяч квалифицированных кадров с высшим образованием по специальностям биологии, экология и почвоведения,агрохимии, бакалавров и магистров для научных институтов, медицинских учреждений и системы народного образования независимого Узбекистана и стран Центральной Азии.



СПЕЦИАЛЬНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ

Бакалавриат - сроки обучения – 4 года

Направления:
• 5140100 – Биология
• 5141000 – Почвоведение
• 5630100 – Экология и охрана окружающей среды

Магистратура – сроки обучения – 2 года 

Направления:
•  5А140101 – Биология (по специальностям науки)
•  5А140102 – Микробиология и вирусология
•  5А140103 – Ихтиология и гидробиология 
•  5А140104 – Биотехнология
•  5А140105 – Биофизика 
•  5А140106 – Биохимия 
•  5А140107 – Генетика 
•  5А140108 – Зоология
•  5А141001 – Почвоведение 
•  5А141002 – Экспериментальная агрохимия 
•  5А630102 – Экология

Докторантура и базовая докторантура – сроки обучения – 3 года
 Специальности:
03.00.04 – Микробиология и вирусология
03.00.05 – Ботаника
03.00.06 – Зоология
03.00.09 – Общая генетика
03.00.10 – Экология, 
03.00.13 – Почвоведение,
03.00.01- Биохимия, 
03.00.02-Биофизики и радиобиологии,
03.00.08- Физиологии человека и животных

Контингент студентов
Бакалавриат дневное отделение – 674 человек
Бакалавриат заочное отделение – 135 человек
Магистратура – 124 человек

Профессорско-преподавательский состав
Академики – 5 человек
Доктора наук и профессора – 22 человека
Кандидаты наук и доценты – 48 человек


КАФЕДРЫ ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ В СОСТАВЕ ФАКУЛЬТЕТА

Кафедра «Биохимии» – впервые в Узбекистане организована кафедра биохимии и биофизики под руководством Я.Х. Туракулова в 1962 году. Научное направление кафедры: Изучение механизма действия биологически активных веществ растительного происхождения на метаболизм клетки.
Кафедра «Физиологии человека и животных» – основатель кафедры А.И. Израэль - 1929 г. Научное направление кафедры: Изучение влияния биологически активных веществ на физиологические и биохимические процессы в организме.
Кафедра «Биофизики» – основатель кафедры - БА. Ташмухамедов, в 1929 году. Научное направление кафедры: Изучение механизма регуляторного влияния низкочастотного электромагнитного поля на растения и микроорганизмы.
Кафедра «Микробиологии и биотехнологии» – организована в 1938 году И.А. Райковой на основе кафедры “Низших растений”. Научное направление кафедры: Разработка ресурсоберегающих и конкурентоспособных технологий получения биологически активных веществ и теоретических и практических аспектов их применения, Влияние антропогенных факторов на микрофлору Ташкентской области.
Кафедра «Генетики» – организована П.А. Барановым в 1920 году. Научное направление кафедры: Генетика признаков морфологических маркеров, высокого и качественного урожая волокна и скороспелости, а также иммунитета хлопчатника к болезням и энтомовредителям с целью разработки методов повышения эффективности маркерной селекции.
Кафедра «Зоологии» организована под началом А.Л. Бродского. Научное направление кафедры: Биоразноообразие животного мира Узбекистана и проблемы его сохранения.
Кафедра «Ботаники и физиологии растений» образована на основе слияния кафедр ботаники и физиологии растений. Научные направления кафедры: Растительный покров Западного Тянь-Шаня, Изучение физиолого-биохимических особенностей интродукции новых и нетрадиционных культур.
Кафедра «Экологии» – с целью подготовки специалистов экологов кафедра Гидробиологии и ихтиологии была переименована в кафедру Экологии и ихтиологии. Научное направление кафедры: Восстановление разрушенных экосистем техногенных почв в республики. Научное обоснование солеустойчивости растений и изучение перспективных растений, которые участвуют в обессолевании почвы.
Кафедра «Почвоведения» – организована в составе геологического факультета в 1935 году. Научное направление кафедры: Генезис, география, эволюция, агромелиоративные свойства почв Узбекистана, пути их восстановления, сохранения, повышения плодородия и защиты.
В настоящее время на факультете обучаются 953 студента (753 – по трем направлениям бакалавриата, 124 – по 13 специальностя магистратуры, 82 – в заочном отделении).



НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ








В настоящее время на факультете действуют 9 кафедр, 2 научных лаборатории и Центр АГРОЭКОБИОтехнологии, информационно-ресурсный центр и читальные залы. При факультете имеется единственная в мире коллекция линий хлопчатника и создан Зоологический музей. В коллекцию фонда зоологического музея входят свыше 22 тысяч птиц, принадлежащих 600 видам, 1,5 тысяч образцов млекопитающих, 700 яиц взятых из птичьих гнёзд и большое количество образцов насекомых.




Факультет готовит высококвалифицированные кадры с высшим образованием по различным специальностям - биологов, экологов, почвоведов-агрохимиков, биохимиков, биофизиков, ботаников, генетиков и ихтиологов, зоологов для независимого Узбекистана и стран Центральной Азии. На факультете в настоящее время обучение ведется по направлениям 5140100-биология (по направлениям), 514100-почвоведение, 5630100-Экология и охрана окружающей среды, а на их основе по 12 специальностям ведется подготовка магистров.






На факультете сформировано несколько научных школ. Научная школа по зоологии основана академиками Т.З. Захидовым, А.Т. Тулагановым, научная школа по биохимии Я.Х. Туракуловым и М.Н. Валихановым, научная школа по биофизики основана академиком Б.А. Ташмухамедовым, научная школа по ботаники основана академиком И.И. Гранитовым, научная школа по почвоведению и агрохимии основана академиком С.Н. Рыжовым, научная школа генетики основана академиком Д.А. Мусаевым.




В настоящее время их продолжателями являются академики М. Мавлоний, А. Абдуллаев, Р. Собиров, Ж. Азимов, Ж.С. Саттаров, Б.А. Ташмухамедов, Т.Ф. Арипов, А. Абдукаримов, Б. Зарипов профессора С.Н. Долимова, М. Абдуллаева, Л. А.Гафурова, Л.С. Кучкарова, К.С. Сафаров, Қ.Д. Давронов, Қ. Давронов, Х.Х. Турсунов, А. Вахобов, С.А. Абдуллаев, У.З. Мирходжаев, доценты Т. Абдрахманов, М. Фахрутдинова, Б. Мўминов, А.К. Сафаров и другие.
5 декабря 2018 года в составе учреждения Почвенной бонитировки Госкомитета Узгеоземкадастр открылись филиалы кафедр Биологического факультета



ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



С целью укрепления исторической памяти и изучения духовного наследия наших предков, ознакомления жизненного пути современников систематически проводятся встречи с молодежью, прививаются примеры для подражания. Каждый месяц на факультете и прикрепленном студенческом общежитии организуются встречи с известными арстистами, учеными, поэтами и врачами и открытые беседы на различные актуальные темы.
 

  
Кроме того вошло в традицию проведение конкурсов “Қувноқлар ва Зукколар”, соревнований “Заковат” и мероприятий “Гуллар байрами”. Каждый год на факультете празднуется “Навруз”. Также Женсоветом факультета проводятся мероприятия с девушками студентками по соблюдению обычаев и нравственности. Систематически в рамках “Меҳр кўзда” навещают наставников, работавших ранее и пенсионеров профессоров-преподавателей.


СОТРУДНИЧЕСТВО

Широко поставлена связь факультета с иностранными университетими, В частности, кафедрой почвоведения и агрохимии на основе программы Erasmus Mundus запланированной на 2010-2017 годы по международному проекту «CASIA – Central Asia Student International Academic exchange with European Union» бакалавры, магистры и преподаватели обучались и прошли стажировку в престижных университетах Европы - Wageningen University, The Netherlands, Universitat fiir Bodenkultur, Austria, University of Hohenheim, Germany, Czech University of Life Sciences, Czech Republic, Slovak University of Agriculture, Slovak Republic, The Swedish University of Agricultural Sciences, Sweden, Universidad de Granada. Spain.

20 сентября 2018 годы проведена лекция доктора Кембриджского университета Темура Юнусова на тему: «Актуальные проблемы биологии и экологии».
 




20.октября 2018 года кафедру Почвоведения Биологического факультета НУУз посетил ректор российского аграрного университета им. К.А. Тимирязева д.и.н., профессор В.П. Чайка. В ходе семинара были рассмотрены перспективы и договоренности об академическом партнерстве, подписанном в 2017 году между Национальным университетом Узбекистана им. Мирзо Улугбека и Российским аграрным университетом им. К.А. Тимирязева, о дальнейшем расширении сотрудничества, в частности открытии магистратуры по специальности “Органическое земледелие” и совместном руководстве при подготовке магистров.


В настоящее время по программе Эрасмум + Key Aktion 1-Mobilitey for learners and staff Higher Education Student and Staff Mobility продолжаются работы по расширению академического обмена с Европейскими университетами. Кроме того, налажено участие в проведении лекций ученых престижных университетов России, Польши, Чехии и США.

В период с 15.10.2018 по 22.10.2018 года биологический факультет Национального университета Узбекистана посетил Нобелевский лауреат, профессор университета Северной Каролины турецкий ученый Азиз Санжар. Прочитал студентам научные лекции на тему «Жизнь, посвященная науке» и принял участие в организации лаборатории Молекулярной биологии имени Азиза Санжара.






Основные показатели
1200 Профессор-ўкитувчилар сони
10500 Jami talabalar soni
3500000 ARM fondi
45 Ta’lim yo‘nalishlari