Реалии Великого Шелкового пути: Национальный университет Узбекистана и Синьцзянский Институт Западного Китая.


Реалии Великого Шелкового пути: Национальный университет Узбекистана  и Синьцзянский Институт Западного Китая.

 

15 апреля 2019 года в зале конференций НУУ имени Мирзо Улугбека состоялась встреча ректора НУУ , профессора А.Р. Марахимова с делегацией из Китайской Народной Республики. Вопросом для рассмотрения был вопрос Арала. Известно, что почти весь приток воды в Аральское море обеспечивается реками Амударья и Сырдарья. На протяжении тысячелетий случалось, что русло Амударьи уходило в сторону от Аральского моря, вызывая уменьшение размеров Арала. Китайскую делегацию представляли ответственные работники Академии Наук КНР: профессор GuiDongwey, профессор ZhangDaoyuan и группа сопровождающих их лиц. Руководитель делегации – директор Института экологии и географии провинции Синьцзян, профессор ZhangDaoyuan отметил теплый и радушный прием на древней земле Узбекистана. Гость также подробно рассказал, что в стране принята Программа освоения Западного Китая, одна из задач которой - сдвинуть интенсивный экологический пресс с прибрежных регионов Восточного Китая на континентальный Запад. Экологическая нагрузка, о которой идет речь – это использование водных ресурсов, сокращение лесопокрытой площади, широкомасштабное сельскохозяйственное землепользование, загрязнение и быстрый рост населения. Однако экологическое состояние Западного Китая, особенно в провинции Синьцзян, очень уязвимо, а Программа по освоению Запада упростит структуру ландшафтов и обеднит биологическое разнообразие региона. Был отмечен огромный интерес к сотрудничеству с Национальным университетом Узбекистана, который обладает самой мощной экологической и географической  научно-исследовательской базой в Центральной Азии. Сильным потенциалом ученых и сотрудников, могущих решать самые сложные задачи мирового уровня. Многие сотрудники университета прекрасно владеют иностранными языками. Много также магистров и бакалавров из числа НУУ, которые проходят кратковременные и долговременные стажировки в вузах КНР. А также, было подчеркнуто, что  многие китайские студенты обучаются в стенах НУУ и получают высококвалифицированную помощь от ведущих ученых вуза в области экологии и географии.

В свою очередь ректор НУУ рассказал о работе ученых из национального университета по различным аспектам Аральского региона и исследованиям по этой тематике.  Было отмечено, что в настоящее время уже можно говорить о минимальных успехах в восстановлении биологического разнообразия водоемов, рыболовства и природной фильтрации сточных вод с помощью водной растительности (прежде всего камыша), однако быстрого решения проблемы не существует. Еще недавно многие эксперты считали Аральское море безвозвратно потерянным. Однако, усилия ученых и  успехи в восстановлении северного Арала показывают, что значительные по размеру участки этого водоема вполне могут снова стать экологически и экономически продуктивными. История Аральского моря — не только наглядный пример способности современного технологического общества губить мир природы и самих людей. Она же демонстрирует огромные возможности человека в деле восстановления окружающей среды. Помочь в восстановлении западного водоема Большого Арала могло бы создание ряда гидротехнических сооружений и сокращение потерь воды в оросительных каналах. Осуществление данного плана улучшит местный климат и создаст благоприятные условия для обитания птиц и водоплавающих млекопитающих. Стороны были единодушны в том, что сотрудничество и партнерство в этой области лишь пойдет на пользу решению задач и выразили взаимное стремление к тесной кооперации.

В процессе дружеского и теплого обмена мнениями ректор НУУ, профессор А.Р.Марахимов  подробно рассказал о всеобъемлющей реформе образования в Узбекистане. Об организации более чем 20 новых вузов, в том числе совместных с США, Великобританией, Германией, Южной Кореей. А в стенах самого университета большую интенсивность получают два совместных факультета и филиалов – Казанский государственный федеральный университет и Холонский технологический институт из Израиля. Отдельно был упомянут Научный Образовательный Центр совместно с МГУ имени М.В. Ломоносова. Разумеется, возник план организации совместного филиала с НУУ и Институтом экологии и географии КНР. Обмен бакалаврами, магистрами и докторантами только начало этой работы. Договоренность между учебными заведениями о взаимном обмене студентами зафиксировано в Меморандуме между учебными заведениями. Подобные программы позволяют учащимся школ и университетов обучаться и/или проходить стажировку за рубежом в течение 1 или 2 учебных семестров.  Студенты по обмену могут проживать в принимающих семьях или в студенческих городках, где они подвергаются воздействию культуры принимающей страны и языка. Большинство вузов поощряет программы по обмену студентами и как форму общественной дипломатии. Основные цели таких программ — повышение качества образования и развитие культурных и экономических связей между странами. Поэтому программы студенческого обмена пользуются высокой популярностью. Иностранные студенты — лица, выезжающие за границу для получения образования различного уровня и специализации. Количество учащихся, ежегодно выезжающих с целью получения образования за рубеж, в мире достигает 5 миллионов человек и имеет тенденцию к устойчивому росту. Поскольку сам факт въезда и выезда часто затрагивает те или иные миграционные положения законодательства страны происхождения и страны приёма, пребывание международных студентов на территории той или иной страны часто регулируется особыми положениями. Также, и сам смысл, вкладываемый в понятие «международный студент», может значительно варьироваться в зависимости от законодательства той или иной страны. Ректор НУУ и директор Института экологии и географии провинции Синьцзян, профессор ZhangDaoyuan согласовали свои планы по этим сложным вопросам организации, управления и реализации обменных программ. Также было решено создать совместную лабораторию. Данная лаборатория вызвана к жизни необходимостью изучения целого клубка научных проблем. Причино-следственная связь изучения природных феноменов вызвана совокупностью взаимодействующих природных объектов формируется в результате строительства и эксплуатации инженерных и иных сооружений, комплексов и технических средств, взаимодействующих c природной средой. Структура геосистемы включает подсистему природных объектов (геологические тела, почва, растительные покровы, водные источники), составляющих природную основу геосистемы (окружающую природную, в том числе геологическую среду) и подсистему объектов (наземные и подземные сооружения, водохранилища). Обычно геосистемы  представляют собой сложные образования, в иерархии которых различаются по значимости следующие компоненты. B подсистеме искусств. объектов выделяют совокупность объектов, определяющих назначение геосистемы; совокупность объектов (обеспечивающих обогащение руд, подведение энергии, транспортировку сырья, материалов); совокупность объектов культурно-бытового назначения и др. B свою очередь, в каждой из этих совокупностей могут быть выделены отдельные объекты. B подсистеме окружающей природной среды выделяют природно-территориальные комплексы, урочища, в пределах последних —  природные объекты (тела, почва, растительность, водные объекты и др.). Системообразующие свойства геосистемы проявляются в процессе взаимодействия подсистем и могут быть разрушающими, возбуждающими, регулирующими и управляющими. Последние позволяют оптимизировать функционирование геосистемы. По предложению ректора НУУ, профессора А.Р.Марахимова для данной лаборатории университет уже сегодня может предложить базу – это здание, персонал, оборудование, опытную площадку для экспериментов, материалы для контрольных испытаний и многое другое. Для китайской стороны все облегчено. Университет также будет платить за использование электроэнергии, проведение коммуникационных систем офисные и канцелярские затраты. Но должен быть точно определен результат. Профессор А.Р. Марахимов для скорейшего начала дела даже предложил готовое название для мегапроекта -   «Разработка комплексной системы, оценка земельных ресурсов и мониторинг всеобщей геосистемы Аральского бассейна». Даже больше того, для китайской стороны было предложено изучение структуры, закономерностей функционирования и развития геосистемы , что осуществляется c целью прогноза состояния окружающей среды в условиях эксплуатации геосистемы и при разработке мероприятий по охране природы, проектирования геосистемы, основная задача которого — определение оптимальной структуры, свойств, динамики и условий функционирования подсистем. Проектирование включает исследование состояния окружающей среды и отдельных природных объектов и процессов по всему бассейну притоков Арала – рек Сырдарьи и Амударьи. Вплоть, до горных массивов и ледников, где формируются воды этих рек.

Такое масштабное видение проекта ошеломило китайских коллег. Иначе и не могло быть. Узбекистан стремительно меняется. Университет давно перешел от декларации целей и задач к практическим решениям и действиям. Гости не могли быть не поражены. Они признали, что им необходимо проконсультироваться в Китае. Слишком уж огромен масштаб такого мегапроекта! Узбекская сторона согласилась и дала китайской стороне один месяц для внутренних консультаций и выработке позиции и «дорожной карты» действий.

      Далее, стороны обменялись подарками и пожеланиями. Были сделаны фото на память. На этом официальная часть встречи закончилась.

 

שירות עיתונות 

пресс служба

外语老师

Основные показатели
1200 Профессор-ўкитувчилар сони
10500 Jami talabalar soni
3500000 ARM fondi
45 Ta’lim yo‘nalishlari