Бабабеков Акбар — Заведующий кафедрой
100174 г.Ташкент р-н Алмазарский, ул.Университет 4-дом
Среда-Пятница, 15:00 – 17:00
+998 97 422-62-79
e-mail: akbar.bababekov@mail.ru
Изучил предметы, преподаваемые на курсе, особым образом для получения степени бакалавра и магистра
№ | Научное название (Бакалавр) | Краткая информация о предмете |
1 | Этнология | Этнологическая характеристика, антропологическая, лингвистическая классификация народов мира, хозяйственно-культурные типы, материальная и духовная культура, жилище, традиционный образ жизни и религиозные верования. |
2. | Этнология Центральной Азии | Обучение теоретическим основам знаний об этногенезе и этнической истории, хозяйственной, материальной и духовной культуре народов Центральной Азии, основным понятиям и принципам классификации этнологии Центральной Азии и их практическое применение. |
3. | Мировая этнология | Необходимо знать этнологическую классификацию народов мира, материальную и духовную культуру, экономические особенности, этнокультурные процессы, религиозные взгляды, вопросы процесса модернизации их культур и этапы их развития, их использование в научных целях. |
4. | Этнопсихология | Эта наука охватывает вопросы в рамках этнопсихологии, которые необходимы этнологу и антропологу: историю этнопсихологического знания, течения в этнопсихологических направлениях, факторы, влияющие на формирование этнопсихологических особенностей, этноса и индивида, состав этнической психологии, национальные обычаи и традиции, национальные чувства, вкусы и их проявления, этнические конфликты и другие подобные вопросы. |
5. | Этнополитология | В данной науке освещается понятие, система и источники этносоциальности, чему уделяется внимание при изучении политики, политической власти, политической системы общества, политических партий и политических движений, важнейших вопросов внутренней и внешней политики, международных политических отношений. |
6. | Этноконфликтология | Эта наука охватывает вопросы, относящиеся к области конфиликтологии, которые необходимы этнологам и антропологам: история знаний о конфиликтологии, причины, виды, особенности конфиликтологии, этнические конфликты и пути их предупреждения и устранения и другие подобные вопросы. |
7. | Этнодемография | Место и значение этнодемографии в гуманитарных науках, в частности в истории. Его включение в программу”наука о населении » и ряд социальных наук в последние десятилетия, исследование динамики и факторов роста населения мира. Формирование знаний по дисциплине «Этнодемография» включает в себя изучение существующей научной литературы и современных теорий и проводимых исследовательских работ, накопленный передовой опыт в этой области, мнения, требования и предложения заказчиков кадров. |
8. | Этнология музееведение | В этой науке рассматриваются вопросы музеев и их организации, использования музейных предметов, этнологических объектов, научного, объективного изучения, исследования этнологической информации, освещения актуальных вопросов этнологии, использования этнологических музейных предметов в научных исследованиях, деятельности музеев. |
9. | Историческая антропология | Цели и задачи дисциплины историческая антропология, этнологическая классификация, материальная и духовная культура народов мира, особенности хозяйства, этнокультурные процессы, религиозные воззрения, вопросы процесса современности их культур и этапы их развития, должны знать их использование в научных целях; студент должен владеть навыками изучения исторических данных на основе научности, историчности, объективности — самостоятельного исследования, изучения этнологических музейных предметов и другой информации, археологических и этнологических источников; необходимо обладать навыками использования музейных экспонатов, описаний антропологических источников, материалов фондов научно-исследовательских институтов. |
10. | Методы этнологического исследования | Порядок и методы проведения этнологической экспедиции, предметные области и школы этнологии, этапы становления антропологии и этнологии как науки, передача знаний об использовании собранных полевых этнологических данных для изучения существующих научных дисциплин и полевых данных и проводимых полевых исследовательских работ. Накопленный в науке передовой опыт охватывает такие вопросы, как мнения, требования и предложения от заказчиков персонала. |
11. | История этнологической и антропологической мысли | Изучение курса из “Истории этнологической и антропологической мысли” включает в себя: сведения о народах мира, исследования по изучению народов, теории, концепции, выдвинутые в направлении этнологии и антропологии, развитие этнологических школ в Европе, Америке, Азии и их связь с процессами в обществе и т.д.к. ных органов. |
12 | Этногенез и этническая история узбекского народа | Место и значение таких терминов, понятий, как «этнос», «этническое единство», «элат», «племя», «народ», «нация» в процессе зарождения и становления узбекского народа. Их связь с этапами развития общества. Важные аспекты идеи «этноса». Вопросы территориального языкового единства, этнической, экономической и культурной принадлежности. |
13 | Социальная антропология | Социальная антропология-это область социально-научного знания. Эта наука рассматривает человека как существо, обладающее способностью к биоэкономическому мышлению, объект в общении с окружающей средой. Социальная антропология воплощает свои знания в жизнь путем беспристрастного анализа, с одной стороны, методов анализа, с другой стороны, поддерживая ценностный подход к выбору своих рекомендаций. Этот аспект представляет собой практическую ценность и полезность науки для людей. |
14 | Эволюция человека Сильва Предыстория | Дать учащимся общее представление о предмете и задачах эволюции человека и доисторической науки. Научный подход к изучению антропологических, археологических источников, памятников, теорий антропогенеза. Антропологическая периодизация и хронология-это история развития науки антропогенез, рост масштабов исследований, ее этапов, формирование знаний, умений и навыков, относящихся к современному этапу антропогенеза. |
15 | Узбекская этнология и ее история | Проведение исследований по изучению узбекского народа, предоставление знаний о традиционной материальной культуре, обычаях и обрядах, повышение уровня исторического мышления и мировоззрения студентов. |
16 | Визуальная антропология | Одна из областей науки антропологии, изучающая антропологическую информацию с помощью цифровых технологий, в частности, видео, фото, аудио материалов. В настоящее время это развитая область науки в США, Европе и на Дальнем Востоке. Наглядно освещаются быт, материальная и духовная культура народа(народа). |
№ | Название предмета (магистр) | Краткая информация о науке |
1 | Этнопедагогика | Формирование этнопедагогики как самостоятельной науки и ее место в системе наук, история взглядов на этнопедагогику, факторы и средства народной педагогики, узбекская этнопедагогика: особенности семейного воспитания, народные традиции в воспитании младенцев, отличительные особенности в социализации мальчиков и девочек, социализирующее влияние традиционных и современных социальных институтов, роль махалли в традиционном социальном воспитании. |
2 | Культурная Антропология | Группы людей характеризуются близкородственным образом жизни, сосуществованием на определенной территории, принадлежностью к единому политическому единству, общей культурой, языком и т.д.культурная антропология и ее связь с другими науками; изучение взаимоотношений человека и культуры;изучение происхождения (генезиса), структуры (морфологии) и развития (динамики и разнообразия) социальных организаций культур в определенный исторический период. |
3 | Традиционная духовная культура узбеков | Формирование духовной культуры узбеков и ее место в системе наук в настоящее время, история взглядов на нее, факторы и средства, влияющие на духовную культуру, и место в истории народа. |
4 | Этнология зарубежных стран | В данной науке освещается анализ зарубежных исследований, теорий и взглядов в области этнологии. |
5 | Актуальные проблемы этнологии Центральной Азии | Дать этногенез, этническую историю, антропологическую и лингивистскую классификацию народов Средней Азии; дать знания о традиционном образе жизни, хозяйстве, жилищах, одежде и пище народов; изучить влияние принудительного переселения отдельных народов в Среднюю Азию, осуществляемого советской властью в XX веке, и проблемы происходящих в настоящее время этнокультурных процессов и их причины. |
6 | Этносоциология | Овладение предметными областями и проблемами этносоциологии, изучение основных категорий этничности, народности и народности, межнациональных отношений и проведения этнической политики, а также формирование навыков анализа актуальной этносоциальной практики. |
7 | Топонимика (этнонимика в широком смысле) | Раскрыть сущность и значение топонимов и их видов, особенности наименований, макротопонимов, микротопонимов, ойконимов, урбонимов, гидронимов, гидронимов, оронимов, агрономов, зоонимов, фитонимов. |
8 | Традиционная материальная культура узбеков | Дать учащимся общее представление о предмете и задачах курса традиционная материальная культура история развития науки, рост масштабов исследований, ее этапов, источников и их значения в изучении культурно-исторических процессов, поэтапное изучение исторического развития на основе историзма, научности, объективного подхода, формирование умений и навыков. А также раскрыть роль и значение самобытности традиционной материальной культуры узбеков в жизни народа. |
Методы проведения этнологических исследований | Формирование у учащихся знаний, умений и навыков, связанных с организацией и проведением этнографических экспедиций. А также в освещении темы магистерской диссертации заключается обучение правильной организации и проведению этнографических экспедиций, использованию полевых данных. |
Об исследователях и научной работе
№ | Ф. И. О. профессора-исследователя | Ученая степень, звание | Тема диссертационной работы |
1 | Бабабеков Акбар Довурбаевич | Доцент И.Н PhD, Катта ўқитувчи | “Этноэкономические процессы в горных районах Узбекистана в XX веке » (на примере Сангзор-Зааминского региона) |
2 | Убайдуллаева Барно Машрабжоновна | Т.ф.д., доцент | “Традиции и инновации в воспитании детей узбеков » (вторая половина XX – начало XXI века) |
3 | Аширов Адҳам Азимбаевич | Т.ф.д., профессор | “Традиционные верования узбекского народа » (по материалам Ферганской долины. |
4 | Нарзиев Набижон Нарзуллаевич | Старший преподаватель | «Узбекская традиционная культура общения» (историко-этнологическое исследование) |
5 | Абдузоҳиров Равшан Ҳамдамович | Преподаватель | «Миграционные процессы в период глобализации (на примере Кашкадарьинской области)» |
6 | Бабарахимов Турон Ғуломназарович | Преподаватель | «Визуальный антропологический образ современной узбекской культуры (на примере города Ташкента)» |
7 | Анорқулов Сайфиддин Мухитдинович | Доцент и.н. PhD., Преподаватель | «Социокультурные процессы в промышленных городах Ташкентского оазиса» |
Информация о местных и зарубежных партнерах
Кафедра сотрудничает с Институтом истории АН РУз, университетом Ханкук Южной Кореи, японским институтом развивающихся экономик, японским университетом Чубу, Калифорнийским университетом в США.
Состав кафедра
№ | Ф.И.О. | Должность |
Бабабеков Акбар Довурбаевич | Доцент ист. наук PhD., Заведующий кафедрой | |
Убайдуллаева Барно Машрабжоновна | доц. ист. н. | |
Аширов Адҳам Азимбаевич | проф. ист. н. | |
Нарзиев Набижон Нарзуллаевич | Старший воспитатель | |
Абдузоҳиров Равшан Ҳамдамович | Преподаватель | |
Бабарахимов Турон Ғуломназарович | Преподаватель | |
Анорқулов Сайфиддин Мухитдинович | Доцент ист. н PhD., Преподаватель | |
Абдурахмонова Камолахон Равшанжон қизи | Заведующий кабинетом | |
Кружки
Есть кружок «юные этнологи».
История кафедры антропологии и этнологии
Первоначально проф. И.М. Стараниями Джаббарова в 1983 году к названию кафедры истории Древнего мира и средних веков с разрешения Министерства высшего образования был добавлен термин этнография. Из ученых-иностранцев на кафедре И.М.Ябборов, Г.Б.Никольские работали, учитель т.У.Салимову была присвоена тема кандидатской диссертации по этнографии, которую он защитил в 1986 году. В конце 80-х годов, когда количество кафедр исторического факультета достигло 14, “Этнография” стала отдельной деятельностью, а затем присоединилась к кафедре археологии. Учебные дисциплины и планы исторического факультета” Национальная программа подготовки кадров » принятие, в частности, Президентом Республики Узбекистан И.А.26 июня 1998 года на встрече с группой ученых-историков и журналистов Каримов высказал мнение о необходимости углубленного изучения и пропаганды этнической истории узбеков, включив в учебные планы бакалавров дисциплины “этнология узбеков”, “Этногенез и этническая история узбеков”, “основы этнологии”, что позволило с 1999 года восстановить кафедру “Этнология”. Тем не менее, с 2010 по 2020 год, в результате слияния факультета с кафедрой археологии, внимание к предметам этнологии сократилось до уровня вымирания.
Наконец, в соответствии с поручением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 2020 года № 14-07/1-3796 в соответствии с пунктом 8 “плана практических мероприятий на 2020-2021 годы по систематической организации мониторинга за состоянием раннего предупреждения и профилактики возможных мажорных и конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений”30 августа 2020 года решением № 1-го заседания Совета Национального университета Узбекистана кафедра переименована в Билан был создан заново.
Общая тема проекта кафедры: “создание этнографического атласа “Узбекистан цифровой “I-ETNOATLAS”, целью которого является проведение научных исследований в области межнациональных отношений, подготовка аналитической информации, предложений и рекомендаций по укреплению социально-политической стабильности в Узбекистане, обеспечению межнационального согласия, разработка “дорожных карт”, подготовка научных и научно-популярных публикаций по истории, культуре этнических групп и диаспор, этническим конфликтам и их предупреждению, преодолению и “Узбекистан – наш общий дом » имеет важное значение для проведения проектов, мероприятий и фестивалей.
Кафедра” Антропология и этнология “работает в тесном сотрудничестве с центром” Этнология и антропология “Института истории Академии наук Узбекистана, комитетом по межнациональным отношениям и связям дружбы с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан, лабораторией” Прикладная этнология » при Узгу. Члены кафедры работают над рядом учебников, научных монографий. В частности, профессор кафедры т.У.Салимовым, “методы проведения этнографических исследований». Ташкент, ТашГУ, 1993,” Древний Заамин » (коллективная монография). Ташкент, Науч. 1994,”народы Австралии и Океании». Учебное пособие. Ташкент, ресурсный центр Узгу, 2003. -40 б. Всеобщая история (7-й класс).Учебник. Ташкент, 2004. 18 п. л.л. Всемирная история. 7 класс. учебник для общеобразовательных школ. Ташкент, 2009. 10 б.т. Всемирная история. 7 класс. учебник для общеобразовательных школ. Ташкент, 2013. 10 б.т.,
Всемирная история. Европейские страны в V-XV вв. Учебник. Ташкент, издательство «Университет». 2014. 25 б.т., Всемирная история (учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных школ). Ташкент, Государственное научное издательство «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2017. 10 б.т. Всеобщая история (7-й класс). Ташкент, Государственное научное издательство «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2017. 10 п. л.л., Древняя медицина (история, археология, нумизматика, этнография) Коллективная монография. Издательство «редактор», — Ташкент, 2018. 0,8 б.т., Нурата и нуратинцы (монография). «Университет», Ташкент, 2019. 10 б.т., Этнология народов мира. Учебное пособие. Ташкент, Изд-во” наука», 2019. 10 б.т.,