Кафедра антропологии и этнологии

Бабабеков АкбарЗаведующий кафедрой

 100174 г.Ташкент р-н Алмазарский, ул.Университет 4-дом

 Среда-Пятница, 15:00 – 17:00

 +998 97 422-62-79

e-mail: akbar.bababekov@mail.ru


Изучил предметы, преподаваемые на курсе, особым образом для получения степени бакалавра и магистра

Научное название (Бакалавр)Краткая информация о предмете
1Этнология Этнологическая характеристика, антропологическая, лингвистическая классификация народов мира, хозяйственно-культурные типы, материальная и духовная культура, жилище, традиционный образ жизни и религиозные верования.
2.Этнология Центральной Азии    Обучение теоретическим основам знаний об этногенезе и этнической истории, хозяйственной, материальной и духовной культуре народов Центральной Азии, основным понятиям и принципам классификации этнологии Центральной Азии и их практическое применение.
3.Мировая этнология     Необходимо знать этнологическую классификацию народов мира, материальную и духовную культуру, экономические особенности, этнокультурные процессы, религиозные взгляды, вопросы процесса модернизации их культур и этапы их развития, их использование в научных целях.
4.ЭтнопсихологияЭта наука охватывает вопросы в рамках этнопсихологии, которые необходимы этнологу и антропологу: историю этнопсихологического знания, течения в этнопсихологических направлениях, факторы, влияющие на формирование этнопсихологических особенностей, этноса и индивида, состав этнической психологии, национальные обычаи и традиции, национальные чувства, вкусы и их проявления, этнические конфликты и другие подобные вопросы.
5.ЭтнополитологияВ данной науке освещается понятие, система и источники этносоциальности, чему уделяется внимание при изучении политики, политической власти, политической системы общества, политических партий и политических движений, важнейших вопросов внутренней и внешней политики, международных политических отношений.
6.ЭтноконфликтологияЭта наука охватывает вопросы, относящиеся к области конфиликтологии, которые необходимы этнологам и антропологам: история знаний о конфиликтологии, причины, виды, особенности конфиликтологии, этнические конфликты и пути их предупреждения и устранения и другие подобные вопросы.
7.ЭтнодемографияМесто и значение этнодемографии в гуманитарных науках, в частности в истории. Его включение в программу”наука о населении » и ряд социальных наук в последние десятилетия, исследование динамики и факторов роста населения мира. Формирование знаний по дисциплине «Этнодемография» включает в себя изучение существующей научной литературы и современных теорий и проводимых исследовательских работ, накопленный передовой опыт в этой области, мнения, требования и предложения заказчиков кадров.
8.Этнология музееведениеВ этой науке рассматриваются вопросы музеев и их организации, использования музейных предметов, этнологических объектов, научного, объективного изучения, исследования этнологической информации, освещения актуальных вопросов этнологии, использования этнологических музейных предметов в научных исследованиях, деятельности музеев.
9.Историческая антропологияЦели и задачи дисциплины историческая антропология, этнологическая классификация, материальная и духовная культура народов мира, особенности хозяйства, этнокультурные процессы, религиозные воззрения, вопросы процесса современности их культур и этапы их развития, должны знать их использование в научных целях; студент должен владеть навыками изучения исторических данных на основе научности, историчности, объективности — самостоятельного исследования, изучения этнологических музейных предметов и другой информации, археологических и этнологических источников; необходимо обладать навыками использования музейных экспонатов, описаний антропологических источников, материалов фондов научно-исследовательских институтов.
10.Методы этнологического исследованияПорядок и методы проведения этнологической экспедиции, предметные области и школы этнологии, этапы становления антропологии и этнологии как науки, передача знаний об использовании собранных полевых этнологических данных для изучения существующих научных дисциплин и полевых данных и проводимых полевых исследовательских работ. Накопленный в науке передовой опыт охватывает такие вопросы, как мнения, требования и предложения от заказчиков персонала.
11.История этнологической и антропологической мыслиИзучение курса из “Истории этнологической и антропологической мысли” включает в себя: сведения о народах мира, исследования по изучению народов, теории, концепции, выдвинутые в направлении этнологии и антропологии, развитие этнологических школ в Европе, Америке, Азии и их связь с процессами в обществе и т.д.к. ных органов.
12Этногенез и этническая история узбекского народаМесто и значение таких терминов, понятий, как «этнос», «этническое единство», «элат», «племя», «народ», «нация» в процессе зарождения и становления узбекского народа. Их связь с этапами развития общества. Важные аспекты идеи «этноса». Вопросы территориального языкового единства, этнической, экономической и культурной принадлежности.
13Социальная антропологияСоциальная антропология-это область социально-научного знания. Эта наука рассматривает человека как существо, обладающее способностью к биоэкономическому мышлению, объект в общении с окружающей средой. Социальная антропология воплощает свои знания в жизнь путем беспристрастного анализа, с одной стороны, методов анализа, с другой стороны, поддерживая ценностный подход к выбору своих рекомендаций. Этот аспект представляет собой практическую ценность и полезность науки для людей.
14Эволюция человека Сильва ПредысторияДать учащимся общее представление о предмете и задачах эволюции человека и доисторической науки. Научный подход к изучению антропологических, археологических источников, памятников, теорий антропогенеза. Антропологическая периодизация и хронология-это история развития науки антропогенез, рост масштабов исследований, ее этапов, формирование знаний, умений и навыков, относящихся к современному этапу антропогенеза.
15Узбекская этнология и ее историяПроведение исследований по изучению узбекского народа, предоставление знаний о традиционной материальной культуре, обычаях и обрядах, повышение уровня исторического мышления и мировоззрения студентов.
16Визуальная антропологияОдна из областей науки антропологии, изучающая антропологическую информацию с помощью цифровых технологий, в частности, видео, фото, аудио материалов. В настоящее время это развитая область науки в США, Европе и на Дальнем Востоке. Наглядно освещаются быт, материальная и духовная культура народа(народа).
Название предмета (магистр)Краткая информация о науке
1Этнопедагогика Формирование этнопедагогики как самостоятельной науки и ее место в системе наук, история взглядов на этнопедагогику, факторы и средства народной педагогики, узбекская этнопедагогика: особенности семейного воспитания, народные традиции в воспитании младенцев, отличительные особенности в социализации мальчиков и девочек, социализирующее влияние традиционных и современных социальных институтов, роль махалли в традиционном социальном воспитании.
2Культурная АнтропологияГруппы людей характеризуются близкородственным образом жизни, сосуществованием на определенной территории, принадлежностью к единому политическому единству, общей культурой, языком и т.д.культурная антропология и ее связь с другими науками; изучение взаимоотношений человека и культуры;изучение происхождения (генезиса), структуры (морфологии) и развития (динамики и разнообразия) социальных организаций культур в определенный исторический период.
3Традиционная духовная культура узбеков  Формирование духовной культуры узбеков и ее место в системе наук в настоящее время, история взглядов на нее, факторы и средства, влияющие на духовную культуру, и место в истории народа.
4Этнология зарубежных странВ данной науке освещается анализ зарубежных исследований, теорий и взглядов в области этнологии.
5Актуальные проблемы этнологии Центральной АзииДать этногенез, этническую историю, антропологическую и лингивистскую классификацию народов Средней Азии; дать знания о традиционном образе жизни, хозяйстве, жилищах, одежде и пище народов; изучить влияние принудительного переселения отдельных народов в Среднюю Азию, осуществляемого советской властью в XX веке, и проблемы происходящих в настоящее время этнокультурных процессов и их причины.
6Этносоциология  Овладение предметными областями и проблемами этносоциологии, изучение основных категорий этничности, народности и народности, межнациональных отношений и проведения этнической политики, а также формирование навыков анализа актуальной этносоциальной практики.
7Топонимика (этнонимика в широком смысле)Раскрыть сущность и значение топонимов и их видов, особенности наименований, макротопонимов, микротопонимов, ойконимов, урбонимов, гидронимов, гидронимов, оронимов, агрономов, зоонимов, фитонимов.
8Традиционная материальная культура узбековДать учащимся общее представление о предмете и задачах курса традиционная материальная культура история развития науки, рост масштабов исследований, ее этапов, источников и их значения в изучении культурно-исторических процессов, поэтапное изучение исторического развития на основе историзма, научности, объективного подхода, формирование умений и навыков. А также раскрыть роль и значение самобытности традиционной материальной культуры узбеков в жизни народа.
 Методы проведения этнологических исследованийФормирование у учащихся знаний, умений и навыков, связанных с организацией и проведением этнографических экспедиций. А также в освещении темы магистерской диссертации заключается обучение правильной организации и проведению этнографических экспедиций, использованию полевых данных.

Об исследователях и научной работе

  Ф. И. О. профессора-исследователяУченая степень, звание  Тема диссертационной работы
1Бабабеков Акбар ДовурбаевичДоцент И.Н PhD, Катта ўқитувчи“Этноэкономические процессы в горных районах Узбекистана в XX веке » (на примере Сангзор-Зааминского региона)
2Убайдуллаева Барно МашрабжоновнаТ.ф.д., доцент“Традиции и инновации в воспитании детей узбеков » (вторая половина XX – начало XXI века)
3Аширов Адҳам АзимбаевичТ.ф.д., профессор“Традиционные верования узбекского народа » (по материалам Ферганской долины.
4Нарзиев Набижон НарзуллаевичСтарший преподаватель«Узбекская традиционная культура общения» (историко-этнологическое исследование)
5Абдузоҳиров Равшан ҲамдамовичПреподаватель«Миграционные процессы в период глобализации (на примере Кашкадарьинской области)»
6Бабарахимов Турон ҒуломназаровичПреподаватель«Визуальный антропологический образ современной узбекской культуры (на примере города Ташкента)»
7Анорқулов Сайфиддин МухитдиновичДоцент и.н.  PhD., Преподаватель«Социокультурные процессы в промышленных городах Ташкентского оазиса»

Информация о местных и зарубежных партнерах

Кафедра сотрудничает с Институтом истории АН РУз, университетом Ханкук Южной Кореи, японским институтом развивающихся экономик, японским университетом Чубу, Калифорнийским университетом в США.


Состав кафедра

Ф.И.О.Должность
 Бабабеков Акбар ДовурбаевичДоцент ист. наук PhD., Заведующий кафедрой
 Убайдуллаева Барно Машрабжоновнадоц. ист. н.
 Аширов Адҳам Азимбаевичпроф. ист. н.
 Нарзиев Набижон НарзуллаевичСтарший воспитатель
 Абдузоҳиров Равшан ҲамдамовичПреподаватель
 Бабарахимов Турон ҒуломназаровичПреподаватель
 Анорқулов Сайфиддин МухитдиновичДоцент ист. н  PhD., Преподаватель
 Абдурахмонова Камолахон Равшанжон қизиЗаведующий кабинетом
   

 Кружки

Есть кружок «юные этнологи».

История кафедры антропологии и этнологии

Первоначально проф. И.М. Стараниями Джаббарова в 1983 году к названию кафедры истории Древнего мира и средних веков с разрешения Министерства высшего образования был добавлен термин этнография. Из ученых-иностранцев на кафедре И.М.Ябборов, Г.Б.Никольские работали, учитель т.У.Салимову была присвоена тема кандидатской диссертации по этнографии, которую он защитил в 1986 году. В конце 80-х годов, когда количество кафедр исторического факультета достигло 14, “Этнография” стала отдельной деятельностью, а затем присоединилась к кафедре археологии.   Учебные дисциплины и планы исторического факультета” Национальная программа подготовки кадров » принятие, в частности, Президентом Республики Узбекистан И.А.26 июня 1998 года на встрече с группой ученых-историков и журналистов Каримов высказал мнение о необходимости углубленного изучения и пропаганды этнической истории узбеков, включив в учебные планы бакалавров дисциплины “этнология узбеков”, “Этногенез и этническая история узбеков”, “основы этнологии”, что позволило с 1999 года восстановить кафедру “Этнология”. Тем не менее, с 2010 по 2020 год, в результате слияния факультета с кафедрой археологии, внимание к предметам этнологии сократилось до уровня вымирания.

         Наконец, в соответствии с поручением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 2020 года № 14-07/1-3796 в соответствии с пунктом 8 “плана практических мероприятий на 2020-2021 годы по систематической организации мониторинга за состоянием раннего предупреждения и профилактики возможных мажорных и конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений”30 августа 2020 года решением № 1-го заседания Совета Национального университета Узбекистана кафедра переименована в Билан был создан заново.

         Общая тема проекта кафедры: “создание этнографического атласа “Узбекистан цифровой “I-ETNOATLAS”, целью которого является проведение научных исследований в области межнациональных отношений, подготовка аналитической информации, предложений и рекомендаций по укреплению социально-политической стабильности в Узбекистане, обеспечению межнационального согласия, разработка “дорожных карт”, подготовка научных и научно-популярных публикаций по истории, культуре этнических групп и диаспор, этническим конфликтам и их предупреждению, преодолению и “Узбекистан – наш общий дом » имеет важное значение для проведения проектов, мероприятий и фестивалей.

    Кафедра” Антропология и этнология “работает в тесном сотрудничестве с центром” Этнология и антропология “Института истории Академии наук Узбекистана, комитетом по межнациональным отношениям и связям дружбы с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан, лабораторией” Прикладная этнология » при Узгу. Члены кафедры работают над рядом учебников, научных монографий. В частности, профессор кафедры т.У.Салимовым, “методы проведения этнографических исследований». Ташкент, ТашГУ, 1993,” Древний Заамин » (коллективная монография). Ташкент, Науч. 1994,”народы Австралии и Океании». Учебное пособие. Ташкент, ресурсный центр Узгу, 2003. -40 б. Всеобщая история (7-й класс).Учебник. Ташкент, 2004. 18 п. л.л. Всемирная история. 7 класс. учебник для общеобразовательных школ. Ташкент, 2009. 10 б.т. Всемирная история. 7 класс. учебник для общеобразовательных школ. Ташкент, 2013. 10 б.т.,

    Всемирная история. Европейские страны в V-XV вв. Учебник. Ташкент, издательство «Университет». 2014. 25 б.т., Всемирная история (учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных школ). Ташкент, Государственное научное издательство «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2017. 10 б.т. Всеобщая история (7-й класс). Ташкент, Государственное научное издательство «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2017. 10 п. л.л., Древняя медицина (история, археология, нумизматика, этнография) Коллективная монография. Издательство «редактор», — Ташкент, 2018. 0,8 б.т., Нурата и нуратинцы (монография). «Университет», Ташкент, 2019. 10 б.т., Этнология народов мира. Учебное пособие. Ташкент, Изд-во” наука», 2019. 10 б.т.,