Ushbu veb-sayt hozirda test rejimida ishlamoqda. Ba'zi funksiyalar mavjud bo‘lmasligi yoki kutilganidek ishlamasligi mumkin.

Кафедра этики и эстетики

Лалихон Ашуралиевна- Заведующий кафедрой

 100174 г.Ташкент р-н Алмазарский, ул.Университет 4-дом

 Среда-Пятница, 15:00 – 17:00

71 246-67-72

 lalixon@list.ru, lalixonm@gmail.com


ИСТОРИЯ Кафедры

Этика и эстетика в Узбекистане веками служили развитию общества и стабильности страны. Особо следует отметить заслуги философов, литературоведов и искусствоведов в развитии этих сферы науки. Академик Ибрагим Муминов внес большой вклад в дальнейшее развитие этих дисциплин в нашей стране. Ибрагим Муминов создавал эстетический сектор в системе Академии наук Узбекистана с 1960-х годов. Туда были приняты первые аспиранты, а часть молодых людей была отправлена учиться в Москву. Студенты, прошедшие обучение в Москве, успешно защитили диссертации в области эстетики, философии и истории искусства.

Учитывая потребность в этике и эстетике в нашей стране, в 1986 году в Ташкентском государственном университете была создана межфакультативная кафедра «Этики и эстетики».

 Более двадцати лет кафедрой руководил кандидат филологических наук, доцент Ходжимурод Расулов (1986-1988), доктор философских наук, профессор Махмуджон Нурматов (1988-1993), кандидат философских наук, доцент Ибодулла Эргашев (1993- 1994). Кандидат филологических наук, народный писатель Узбекистана Мухаммед Али (1994-1996), доцент Абдулла Шер (1996-1997), доктор философских наук, профессор Эркин Умаров (1997-2002), доцент Абдулла Шер (2004-2005), Доктор философских наук Окназар Курбанмамадов (2005-2006), кандидат философских наук, доцент Хусанов Баходир (2006-2017). С 2017 учебного года кафедру возглавляет кандидат философских наук, профессор Лалихон Ашуралиевна Мухаммаджанова.

Изначально кафедра начала свою работу с 7 преподавателями, но сегодня на ней работают 9 профессоров и преподавателей в 7 штатах. На кафедре работают 3 кандидата наук, 3 кандидата наук, 3 старших преподавателя, 2 преподавателя, 1 стажер-исследователь и 3 старших научных сотрудника.

Независимость нашей страны создала широкие возможности для научных исследований в области эстетики и этики. В настоящее время исследования проводятся на базе стажеров-исследователей-исследователей и старших научных сотрудников по специальности 09.00.04-Эстетика. В 2000 году он открыл степень магистра 5A220303-Эстетика, в 2005 году степень магистра 5A 220304-Этика. В 2011 году эти специальности были объединены и открыта специальность 5А 120503-Этика и эстетика, на которую были приняты талантливые студенты. С 2020 года были объединены все направления и открыта специальность 5А120501 Философия (по отраслям) и приняты на нее талантливые студенты.


СВЯЗИ

Обеспечение преемственности и преемственности высшего и среднего специального профессионального образования при реализации требований Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программы повышения квалификации» Повышение эффективности обучения, исследований и подготовки научно-педагогических кадров. более широкое вовлечение студентов научно-исследовательских институтов (бакалавриата и магистратуры) в научно-исследовательскую работу, обеспечивающее эффективную интеграцию науки и образования, быстрое развитие науки в образовательных учреждениях и подготовку на этой основе конкурентоспособных кадров.

С этой целью кафедра тесно сотрудничает со следующими институтами Республики Узбекистан, учреждениями высшего и среднего специального профессионального образования, государственными и общественными организациями.

Система Академии наук Республики Узбекистан

Институт философии и права имени И. Муминова

Институт истории искусств Академии художеств Узбекистана.

Высшие и средние специальные учебные заведения Республики Узбекистан

Узбекский государственный институт искусств, факультет истории искусств и рукотворного искусства.

Ташкентский Государственный Технический Университет, кафедра «Основ духовности и идеи национальной независимости».

Самаркандский государственный университет, факультет социальных и гуманитарных наук.

Национальный институт искусства и дизайна, факультет прикладного искусства.

Национальный институт искусства и дизайна, факультет изящных искусств.

Национальный институт искусства и дизайна, факультет дизайна.

Ташкентский архитектурно-строительный институт.

Факультет оркестровых инструментов Государственной консерватории Узбекистана.

Факультет восточной музыки Государственной консерватории Узбекистана.

Факультет композиции, музыковедения и фортепиано Государственной консерватории Узбекистана.

Факультет эстрадного искусства Государственной консерватории Узбекистана.

Факультет пения и хорового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана.

Учреждения среднего специального профессионального образования

Ташкентский строительный коммунальный профессиональный колледж, факультет социальных и гуманитарных наук.

Ташкентский городской Юнусабадский профессиональный колледж дизайна, социально-гуманитарный факультет.

Академический лицей № 2 при Национальном университете Узбекистана, Академический лицей им. С. Сирожиддинова и Академические лицеи Зангиота

Система общественных организаций

Министерство народного образования Республики Узбекистан, Международный благотворительный фонд «За здорового Алада» Ежемесячный научно-образовательный, популярный, декоративный журнал «За здоровое поколение».

Министерство культуры и спорта Республики Узбекистан, Творческо-производственное объединение «Узбектеатр». Литературно-художественный, информационно-рекламный журнал «Театр».

Журнал «Искусство» Академии художеств Узбекистана.


АКАДЕМИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Если в начале деятельности кафедры в вузе преподавалось всего 2 предмета — этика и эстетика, то сегодня 10 предметов в бакалавриате и 13 предметов в магистратуре.

Благодаря усилиям руководства философского факультета и преподавателей кафедры количество и объем преподаваемых в бакалавриате предметов еще больше расширились. В последние годы исторический факультет имеет степень бакалавра по специальности «Культура общения», на философском факультете — степень бакалавра по направлениям «Философия искусства», «Духовные основы искусства», «Культура речи учителя», «Ораторское искусство». , «Философия нравственности» и «Философия», «Этикет», «Биоэтика», «История этики и эстетики», «Теоретические основы этики и эстетики», «Этическая и эстетическая культура», «Этика управления», «Экологическая «Дизайн и техническая эстетика», «Национальная этика, Эстетические ценности», «Прикладная этика и этикет», «Этический мистицизм», «Методы обучения этике и эстетике». Также на философском факультете внедрена курсовая работа для студентов 2 курса по направлению философия «Этика», для студентов 3 курса по направлению «Философия изящных искусств», что привело к положительным изменениям в отношении студентов к науке.

Большое внимание было уделено передаче уроков на основе современных педагогических технологий. Все сотрудники кафедры за последние три года повысили квалификацию в области современных педагогических технологий. В результате появились современные педагогические технологии в таких дисциплинах, как «Этика», «Эстетика», «Философия искусства», «Философия нравственности», «Ораторское искусство», такие методы, как «Кластер», «Мозговой штурм», «Пресс-конференция». Эффективно используются «FSMU», «Quickbeat», «Работа с группами».

Также для студентов бакалавриата кафедры философии философского факультета доцент Абдулла Шер познакомил с написанием академических сочинений по теме «Философия нравственности». Это дает студенту эффективные результаты в самостоятельном мышлении, научном осмыслении объекта проблемы, развитии художественного мышления, глубоком понимании происходящих вокруг него событий.

Деятельность кафедры со студентами разносторонняя. Эта деятельность определяется объемом учебного процесса, научно-исследовательской работой, духовно-воспитательной работой. Хотя кафедра не является кафедрой, которая готовит выпускников в сфере образования, ежегодно по желанию студентов профессора и преподаватели кафедры руководят более 20 квалификационными работами.

Особенно важно то, что содержание дисциплин, преподаваемых преподавателями кафедры, напрямую связано с духовно-образовательными процессами, а также базовые знания ведущих профессоров и преподавателей кафедры в области искусства, литературы, культура, духовность. В частности, доцент Лалихон Мухаммаджанова как председатель Комитета женщин Национального университета Узбекистана является организатором и активным участником всей духовно-просветительской работы. Профессор Эркин Умаров, как член Узбекского театрального творческого объединения, дает практические советы по выступлениям на фестивалях «Нихол» и «Хазина» в университете. Старший преподаватель Дильбар Кадырова как член Союза композиторов Республики Узбекистан оказывает непосредственное содействие в отборе и подготовке студентов к песенному конкурсу «Узбекистан ватаним-маним», который проводится в университете и по всей стране. Доцент Абдулла Шер, член Союза писателей и журналистов Узбекистана, как известный поэт, проводит серию встреч состудентами университета.

Старший преподаватель Нилуфар Агзамова, будучи наставником и преподавателем, их ценные советы помогают направлять студентов в правильном направлении, определять правильный образ жизни.

Кроме того, значимы научные работы профессоров и преподавателей кафедры, опубликованные в области духовно-нравственных проблем. В частности, профессор Э. Умарова «Язык и образ речи», д.т.н. Б. Хусанова «Дни духовности в Национальном университете Узбекистана: опыт и проблемы», доцент Л. Мухаммаджанова «Семейная духовность — зеркало общества», старший преподаватель Н. Агзамова Роль музыкального искусства в воспитании молодежи. на основе идей толерантности »занимает особое место в процессе духовно-нравственного воспитания.

Исследовательские работы изучаются в области истории эстетического мышления, общих вопросов эстетики, глобальных проблем современной эстетики. На сегодняшний день наши аспиранты, докторанты и исследователи выполнили ряд исследовательских работ и защитили диссертации в связи с эстетикой и ее отраслями, этикой и ее современными учениями, культурой и ее универсальными принципами.

В 2020 году на кафедре открыта специальность 5А 120501 Философия (виды направлений), на кафедре этики и эстетики обучаются 20 магистров.

Магистратура кафедры формируется на основе разработки и внедрения государственных образовательных стандартов, определяющих необходимые требования к качеству культурного, духовно-нравственного уровня высокого уровня подготовки обучающихся.


Предметы бакалавриата, преподаваемые на кафедре.

ПредметКраткие сведения о предмете
1Философия этикиЦелью преподавания дисциплины является научно-теоретическое изучение и философское обоснование особенностей наследственности нравственного мышления, этапов их развития, роли морали в жизни личности, гражданского общества и государства, нравственного понимания, структурные аспекты морали и их философская сущность.
2Философия эстетикиНаследственные особенности эстетического мышления, этапы их развития, роль утонченности в жизни личности, гражданского общества и государства, тонкое понимание, структурные аспекты утонченности и их философская сущность с научно-теоретической точки зрения.
3Риторикаулучшить речь учащихся, развить способность свободно и бегло выражать себя в межличностном и общественном взаимодействии, научно и теоретически обосновать сущность и значение публичных выступлений как искусства.
4Искусство ораторского искусства— дисциплина, которая изучает и преподает законы, секреты, языковые нормы, качества речи, речевые техники и возможные дефекты речи, а также решение проблем произношения на практике. владение становится необходимостью.


Предметы магистратуры, преподаваемые на кафедре

ПредметКраткие сведения о предмете
1Философия общества, этика и ценностиДать студентам представление о философии общества, этике и ценностях и ее особенностях, принципах, критериях, научно и теоретически обосновать важность нравственных ценностей в жизни гражданского общества и государства.
2Прикладная этика и эстетикаДисциплина «Прикладная этика и эстетика» является одним из важных факторов нравственного и эстетического воспитания будущих философов, осваивающих философские науки. В рамках этого предмета студенты анализируют особенности морально-эстетических критериев в обществе и человеческих отношениях. Научная программа играет уникальную роль в понимании практических аспектов этики и эстетики.
3Образ этики государственных служащихдать студентам представление об управленческой этике и ее особенностях, принципах, критериях, научно и теоретически обосновать важность управленческой этики и управленческого имиджа в жизни гражданского общества и государства.
4Аналитическая эстетикаЭтот эстетический анализ является одним из важнейших требований и потребностей сегодняшнего философско-эстетического анализа роли эстетической среды в жизни человека и общества, для объяснения эстетических аспектов. Развить мировоззрение мастеров по эстетическим процессам, научить их объяснять и анализировать сущность изысканности в науке эстетики, жизни, производства, природы.
5ЭтикетВключает в себя обоснование для магистрантов моральной и эстетической сущности этикета, а также научно-теоретическое исследование и философское обоснование практического значения происхождения этикета и его роли в отношениях между людьми.

Исследователи и диссертации

  ФИОУченая степеньзвание
1Мухаммеджанова Лалихон АшуралиевнаГлава департаментаМаърифатпарвар шоиралар Дилшоди Барно ва Анбар отиннинг Ижтимоий ахлоқий қарашлари
2Кодирова Дильбар СалиховнаКандидат философских наук, профессорСанъатнинг умумназарий масалаларида эстетик меъёр ва мезонлар таҳлили.
3Агзамова Нилуфар ШухратовнаКандидат философских наук, и.о. профессораМесто музыки в эстетической концепции восточных перипатетиков (на примере творчества Аль Фараби и Ибн Сина)
4Шадиметова Гульшехра МамировнаКандидат философских наук, и.о. профессораМиллий байрамларнинг эстетик хусусиятлари
5Туляев Аваз ИльхамовичСтарший преподаватель, к.э.н.Виртуал оламнинг ахлоқий муаммолари
6Абдуазимова Зарина АмировнаСтарший преподаватель, к.э.н.(фалсафий таҳлил)
7Халилов Рауфхон Рахимжон оглыСтарший преподаватель, к.э.н.«Глобаллашув жараёнида экологик ахлони шакллантиришга ​​концептуал ёндашув»
8Кипчоков Хамиджон ГуломовичДокторант-исследовательБунёдкорлик- миллий естетик тараққиёт феномини
9Нуруллаева Зулхумор СидаматовнаДокторант-исследовательДавлат хизматчилари фаолиятида ижтимоий жавобгарликнинг ахлоқий асослари
10Раджабов Шухрат ШералиевичДокторант-исследовательМақом санатининг бадиий естетик моҳияти
11Алимов Сардор Комил оглыДокторант-исследовательШахс естетик еҳтиёжларининг кибермакондаги трансформацияси
12Шерова Дилором АбдуллаевнаДокторант-исследовательАҳоли миграцияси ижтимоий-ахлоқий муҳит трансформацияси омили сифатида
13Худойкулов Достмурод Хидировичнезависимый исследовательУйғунликнинг фалсафий-естетик ҳусусуийтлари (Меъморлик санати мисолида)
14Тошполатова Ширин Мухитдинованезависимый исследовательСоҳибқирон Амир Темур ахлоқ фалсафасининг замонавий талқини

Члены кафедры

Имяe-mail
1Мухаммеджанова Лалихон Ашуралиевнаl.muxamadjonova@nuu.uz
2Кодирова Дильбар Салиховнаd.salixovna@nuu.uz
3Агзамова Нилуфар Шухратовнаn.agzamova@nuu.uz
4Шадиметова Гульшехра Мамировнаg.shodimetova@nuu.uz
5Туляев Аваз Ильхамовичa.tulyayev@nuu.uz
6Абдуазимова Зарина Амировнаz.abduazimova@nuu.uz
7Инагамова Ферузаf.inagamova@nuu.uz
8Джамолов Давронd.jamolov@nuu.uz
9Алимов Сардор Комил оглыs.alimov@nuu.uz

 Клубы и кружки — Дебатный клуб «Ораторское искусство».