Лалихон Ашуралиевна- Заведующий кафедрой
100174 г.Ташкент р-н Алмазарский, ул.Университет 4-дом
Среда-Пятница, 15:00 – 17:00
71 246-67-72
lalixon@list.ru, lalixonm@gmail.com
ИСТОРИЯ Кафедры
Этика и эстетика в Узбекистане веками служили развитию общества и стабильности страны. Особо следует отметить заслуги философов, литературоведов и искусствоведов в развитии этих сферы науки. Академик Ибрагим Муминов внес большой вклад в дальнейшее развитие этих дисциплин в нашей стране. Ибрагим Муминов создавал эстетический сектор в системе Академии наук Узбекистана с 1960-х годов. Туда были приняты первые аспиранты, а часть молодых людей была отправлена учиться в Москву. Студенты, прошедшие обучение в Москве, успешно защитили диссертации в области эстетики, философии и истории искусства.
Учитывая потребность в этике и эстетике в нашей стране, в 1986 году в Ташкентском государственном университете была создана межфакультативная кафедра «Этики и эстетики».
Более двадцати лет кафедрой руководил кандидат филологических наук, доцент Ходжимурод Расулов (1986-1988), доктор философских наук, профессор Махмуджон Нурматов (1988-1993), кандидат философских наук, доцент Ибодулла Эргашев (1993- 1994). Кандидат филологических наук, народный писатель Узбекистана Мухаммед Али (1994-1996), доцент Абдулла Шер (1996-1997), доктор философских наук, профессор Эркин Умаров (1997-2002), доцент Абдулла Шер (2004-2005), Доктор философских наук Окназар Курбанмамадов (2005-2006), кандидат философских наук, доцент Хусанов Баходир (2006-2017). С 2017 учебного года кафедру возглавляет кандидат философских наук, профессор Лалихон Ашуралиевна Мухаммаджанова.
Изначально кафедра начала свою работу с 7 преподавателями, но сегодня на ней работают 9 профессоров и преподавателей в 7 штатах. На кафедре работают 3 кандидата наук, 3 кандидата наук, 3 старших преподавателя, 2 преподавателя, 1 стажер-исследователь и 3 старших научных сотрудника.
Независимость нашей страны создала широкие возможности для научных исследований в области эстетики и этики. В настоящее время исследования проводятся на базе стажеров-исследователей-исследователей и старших научных сотрудников по специальности 09.00.04-Эстетика. В 2000 году он открыл степень магистра 5A220303-Эстетика, в 2005 году степень магистра 5A 220304-Этика. В 2011 году эти специальности были объединены и открыта специальность 5А 120503-Этика и эстетика, на которую были приняты талантливые студенты. С 2020 года были объединены все направления и открыта специальность 5А120501 Философия (по отраслям) и приняты на нее талантливые студенты.
СВЯЗИ
Обеспечение преемственности и преемственности высшего и среднего специального профессионального образования при реализации требований Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программы повышения квалификации» Повышение эффективности обучения, исследований и подготовки научно-педагогических кадров. более широкое вовлечение студентов научно-исследовательских институтов (бакалавриата и магистратуры) в научно-исследовательскую работу, обеспечивающее эффективную интеграцию науки и образования, быстрое развитие науки в образовательных учреждениях и подготовку на этой основе конкурентоспособных кадров.
С этой целью кафедра тесно сотрудничает со следующими институтами Республики Узбекистан, учреждениями высшего и среднего специального профессионального образования, государственными и общественными организациями.
Система Академии наук Республики Узбекистан
Институт философии и права имени И. Муминова
Институт истории искусств Академии художеств Узбекистана.
Высшие и средние специальные учебные заведения Республики Узбекистан
Узбекский государственный институт искусств, факультет истории искусств и рукотворного искусства.
Ташкентский Государственный Технический Университет, кафедра «Основ духовности и идеи национальной независимости».
Самаркандский государственный университет, факультет социальных и гуманитарных наук.
Национальный институт искусства и дизайна, факультет прикладного искусства.
Национальный институт искусства и дизайна, факультет изящных искусств.
Национальный институт искусства и дизайна, факультет дизайна.
Ташкентский архитектурно-строительный институт.
Факультет оркестровых инструментов Государственной консерватории Узбекистана.
Факультет восточной музыки Государственной консерватории Узбекистана.
Факультет композиции, музыковедения и фортепиано Государственной консерватории Узбекистана.
Факультет эстрадного искусства Государственной консерватории Узбекистана.
Факультет пения и хорового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана.
Учреждения среднего специального профессионального образования
Ташкентский строительный коммунальный профессиональный колледж, факультет социальных и гуманитарных наук.
Ташкентский городской Юнусабадский профессиональный колледж дизайна, социально-гуманитарный факультет.
Академический лицей № 2 при Национальном университете Узбекистана, Академический лицей им. С. Сирожиддинова и Академические лицеи Зангиота
Система общественных организаций
Министерство народного образования Республики Узбекистан, Международный благотворительный фонд «За здорового Алада» Ежемесячный научно-образовательный, популярный, декоративный журнал «За здоровое поколение».
Министерство культуры и спорта Республики Узбекистан, Творческо-производственное объединение «Узбектеатр». Литературно-художественный, информационно-рекламный журнал «Театр».
Журнал «Искусство» Академии художеств Узбекистана.
АКАДЕМИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Если в начале деятельности кафедры в вузе преподавалось всего 2 предмета — этика и эстетика, то сегодня 10 предметов в бакалавриате и 13 предметов в магистратуре.
Благодаря усилиям руководства философского факультета и преподавателей кафедры количество и объем преподаваемых в бакалавриате предметов еще больше расширились. В последние годы исторический факультет имеет степень бакалавра по специальности «Культура общения», на философском факультете — степень бакалавра по направлениям «Философия искусства», «Духовные основы искусства», «Культура речи учителя», «Ораторское искусство». , «Философия нравственности» и «Философия», «Этикет», «Биоэтика», «История этики и эстетики», «Теоретические основы этики и эстетики», «Этическая и эстетическая культура», «Этика управления», «Экологическая «Дизайн и техническая эстетика», «Национальная этика, Эстетические ценности», «Прикладная этика и этикет», «Этический мистицизм», «Методы обучения этике и эстетике». Также на философском факультете внедрена курсовая работа для студентов 2 курса по направлению философия «Этика», для студентов 3 курса по направлению «Философия изящных искусств», что привело к положительным изменениям в отношении студентов к науке.
Большое внимание было уделено передаче уроков на основе современных педагогических технологий. Все сотрудники кафедры за последние три года повысили квалификацию в области современных педагогических технологий. В результате появились современные педагогические технологии в таких дисциплинах, как «Этика», «Эстетика», «Философия искусства», «Философия нравственности», «Ораторское искусство», такие методы, как «Кластер», «Мозговой штурм», «Пресс-конференция». Эффективно используются «FSMU», «Quickbeat», «Работа с группами».
Также для студентов бакалавриата кафедры философии философского факультета доцент Абдулла Шер познакомил с написанием академических сочинений по теме «Философия нравственности». Это дает студенту эффективные результаты в самостоятельном мышлении, научном осмыслении объекта проблемы, развитии художественного мышления, глубоком понимании происходящих вокруг него событий.
Деятельность кафедры со студентами разносторонняя. Эта деятельность определяется объемом учебного процесса, научно-исследовательской работой, духовно-воспитательной работой. Хотя кафедра не является кафедрой, которая готовит выпускников в сфере образования, ежегодно по желанию студентов профессора и преподаватели кафедры руководят более 20 квалификационными работами.
Особенно важно то, что содержание дисциплин, преподаваемых преподавателями кафедры, напрямую связано с духовно-образовательными процессами, а также базовые знания ведущих профессоров и преподавателей кафедры в области искусства, литературы, культура, духовность. В частности, доцент Лалихон Мухаммаджанова как председатель Комитета женщин Национального университета Узбекистана является организатором и активным участником всей духовно-просветительской работы. Профессор Эркин Умаров, как член Узбекского театрального творческого объединения, дает практические советы по выступлениям на фестивалях «Нихол» и «Хазина» в университете. Старший преподаватель Дильбар Кадырова как член Союза композиторов Республики Узбекистан оказывает непосредственное содействие в отборе и подготовке студентов к песенному конкурсу «Узбекистан ватаним-маним», который проводится в университете и по всей стране. Доцент Абдулла Шер, член Союза писателей и журналистов Узбекистана, как известный поэт, проводит серию встреч состудентами университета.
Старший преподаватель Нилуфар Агзамова, будучи наставником и преподавателем, их ценные советы помогают направлять студентов в правильном направлении, определять правильный образ жизни.
Кроме того, значимы научные работы профессоров и преподавателей кафедры, опубликованные в области духовно-нравственных проблем. В частности, профессор Э. Умарова «Язык и образ речи», д.т.н. Б. Хусанова «Дни духовности в Национальном университете Узбекистана: опыт и проблемы», доцент Л. Мухаммаджанова «Семейная духовность — зеркало общества», старший преподаватель Н. Агзамова Роль музыкального искусства в воспитании молодежи. на основе идей толерантности »занимает особое место в процессе духовно-нравственного воспитания.
Исследовательские работы изучаются в области истории эстетического мышления, общих вопросов эстетики, глобальных проблем современной эстетики. На сегодняшний день наши аспиранты, докторанты и исследователи выполнили ряд исследовательских работ и защитили диссертации в связи с эстетикой и ее отраслями, этикой и ее современными учениями, культурой и ее универсальными принципами.
В 2020 году на кафедре открыта специальность 5А 120501 Философия (виды направлений), на кафедре этики и эстетики обучаются 20 магистров.
Магистратура кафедры формируется на основе разработки и внедрения государственных образовательных стандартов, определяющих необходимые требования к качеству культурного, духовно-нравственного уровня высокого уровня подготовки обучающихся.
Предметы бакалавриата, преподаваемые на кафедре.
№ | Предмет | Краткие сведения о предмете |
1 | Философия этики | Целью преподавания дисциплины является научно-теоретическое изучение и философское обоснование особенностей наследственности нравственного мышления, этапов их развития, роли морали в жизни личности, гражданского общества и государства, нравственного понимания, структурные аспекты морали и их философская сущность. |
2 | Философия эстетики | Наследственные особенности эстетического мышления, этапы их развития, роль утонченности в жизни личности, гражданского общества и государства, тонкое понимание, структурные аспекты утонченности и их философская сущность с научно-теоретической точки зрения. |
3 | Риторика | улучшить речь учащихся, развить способность свободно и бегло выражать себя в межличностном и общественном взаимодействии, научно и теоретически обосновать сущность и значение публичных выступлений как искусства. |
4 | Искусство ораторского искусства | — дисциплина, которая изучает и преподает законы, секреты, языковые нормы, качества речи, речевые техники и возможные дефекты речи, а также решение проблем произношения на практике. владение становится необходимостью. |
Предметы магистратуры, преподаваемые на кафедре
№ | Предмет | Краткие сведения о предмете |
1 | Философия общества, этика и ценности | Дать студентам представление о философии общества, этике и ценностях и ее особенностях, принципах, критериях, научно и теоретически обосновать важность нравственных ценностей в жизни гражданского общества и государства. |
2 | Прикладная этика и эстетика | Дисциплина «Прикладная этика и эстетика» является одним из важных факторов нравственного и эстетического воспитания будущих философов, осваивающих философские науки. В рамках этого предмета студенты анализируют особенности морально-эстетических критериев в обществе и человеческих отношениях. Научная программа играет уникальную роль в понимании практических аспектов этики и эстетики. |
3 | Образ этики государственных служащих | дать студентам представление об управленческой этике и ее особенностях, принципах, критериях, научно и теоретически обосновать важность управленческой этики и управленческого имиджа в жизни гражданского общества и государства. |
4 | Аналитическая эстетика | Этот эстетический анализ является одним из важнейших требований и потребностей сегодняшнего философско-эстетического анализа роли эстетической среды в жизни человека и общества, для объяснения эстетических аспектов. Развить мировоззрение мастеров по эстетическим процессам, научить их объяснять и анализировать сущность изысканности в науке эстетики, жизни, производства, природы. |
5 | Этикет | Включает в себя обоснование для магистрантов моральной и эстетической сущности этикета, а также научно-теоретическое исследование и философское обоснование практического значения происхождения этикета и его роли в отношениях между людьми. |
Исследователи и диссертации
№ | ФИО | Ученая степень | звание |
1 | Мухаммеджанова Лалихон Ашуралиевна | Глава департамента | Маърифатпарвар шоиралар Дилшоди Барно ва Анбар отиннинг Ижтимоий ахлоқий қарашлари |
2 | Кодирова Дильбар Салиховна | Кандидат философских наук, профессор | Санъатнинг умумназарий масалаларида эстетик меъёр ва мезонлар таҳлили. |
3 | Агзамова Нилуфар Шухратовна | Кандидат философских наук, и.о. профессора | Место музыки в эстетической концепции восточных перипатетиков (на примере творчества Аль Фараби и Ибн Сина) |
4 | Шадиметова Гульшехра Мамировна | Кандидат философских наук, и.о. профессора | Миллий байрамларнинг эстетик хусусиятлари |
5 | Туляев Аваз Ильхамович | Старший преподаватель, к.э.н. | Виртуал оламнинг ахлоқий муаммолари |
6 | Абдуазимова Зарина Амировна | Старший преподаватель, к.э.н. | (фалсафий таҳлил) |
7 | Халилов Рауфхон Рахимжон оглы | Старший преподаватель, к.э.н. | «Глобаллашув жараёнида экологик ахлони шакллантиришга концептуал ёндашув» |
8 | Кипчоков Хамиджон Гуломович | Докторант-исследователь | Бунёдкорлик- миллий естетик тараққиёт феномини |
9 | Нуруллаева Зулхумор Сидаматовна | Докторант-исследователь | Давлат хизматчилари фаолиятида ижтимоий жавобгарликнинг ахлоқий асослари |
10 | Раджабов Шухрат Шералиевич | Докторант-исследователь | Мақом санатининг бадиий естетик моҳияти |
11 | Алимов Сардор Комил оглы | Докторант-исследователь | Шахс естетик еҳтиёжларининг кибермакондаги трансформацияси |
12 | Шерова Дилором Абдуллаевна | Докторант-исследователь | Аҳоли миграцияси ижтимоий-ахлоқий муҳит трансформацияси омили сифатида |
13 | Худойкулов Достмурод Хидирович | независимый исследователь | Уйғунликнинг фалсафий-естетик ҳусусуийтлари (Меъморлик санати мисолида) |
14 | Тошполатова Ширин Мухитдинова | независимый исследователь | Соҳибқирон Амир Темур ахлоқ фалсафасининг замонавий талқини |
Члены кафедры
№ | Имя | |
1 | Мухаммеджанова Лалихон Ашуралиевна | l.muxamadjonova@nuu.uz |
2 | Кодирова Дильбар Салиховна | d.salixovna@nuu.uz |
3 | Агзамова Нилуфар Шухратовна | n.agzamova@nuu.uz |
4 | Шадиметова Гульшехра Мамировна | g.shodimetova@nuu.uz |
5 | Туляев Аваз Ильхамович | a.tulyayev@nuu.uz |
6 | Абдуазимова Зарина Амировна | z.abduazimova@nuu.uz |
7 | Инагамова Феруза | f.inagamova@nuu.uz |
8 | Джамолов Даврон | d.jamolov@nuu.uz |
9 | Алимов Сардор Комил оглы | s.alimov@nuu.uz |
Клубы и кружки — Дебатный клуб «Ораторское искусство».