Ushbu veb-sayt hozirda test rejimida ishlamoqda. Ba'zi funksiyalar mavjud bo‘lmasligi yoki kutilganidek ishlamasligi mumkin.

Kафедра узбекского литературоведения

Х.У.БолтабаевЗаведующий кафедрой

 100174 г.Ташкент р-н Алмазарский, ул.Университет 4-дом

 Среда-Пятница, 15:00 – 17:00

 +998 90 135-85-90

e-mail: hbaltabaev@mail.ru


Полная информация об истории кафедры узбекского литературоведения, об основной деятельности и заведующего кафедрой

Учебный процесс. В период Независимости на основе «Закона об образовании» и «Национальной программы подготовки кадров» было создано двухступенчатое образование в магистратуре и бакалавриате. Затем, после принятия закона «Об образовании» в новой редакции (2020 год), учебная и учебно-методическая работа осуществляется  в рамках требований данного закона.

В настоящее время на факультете журналистики работает кафедра узбекского литературоведения, которая входила в состав факультета узбекской филологии в 1991-2016 годах, то есть за 25 лет независимости. 4 кафедры: Узбекская классическая литература (зав.каф. проф.  А.Хаджиахмедов, Х.Болтабоев), Литература периода национального возрождения (зав.каф. проф. Б.Косимов, Н.Джаббаров), Узбекская литература XX века (зав.каф. проф. У.Норматов, К.Юлдошев), Мировая литература и теория (зав.каф. проф. Л.Каюмов, Б.Каримов) вели лекции и практические занятия по литературоведческим дисциплинам.

На кафедре, по направлению бакалавриата 60230100 – Филология и преподавание языков (узбекский язык), преподаются следующие предметы: «Узбекский фольклор», «Введение в литературоведение и теория литературы», «Восточные языки (арабский, персидский)», «История узбекской литературы и новая узбекская литература», «Современный литературный процесс», «Мировая литература», «Навоиведение», «Методика преподавания узбекской литературы», «Мистицизм (тасаввуф) и художественное творчество», «История узбекской литературной критики», «Текстология».

По специальности магистратуры 70230502 – Литературоведение (узбекская литература) преподаются дисциплины: «История мирового литературоведения», «Классическая историческая поэтика», «Теоретическая поэтика», «Методология научного исследования», «Периодизация истории литературы», «Литература мистификации: система жанров и символов», «Системный анализ и структуральная поэтика», «Ведущие концепции в современной литературе», «Сравнительное литературоведение». В учебном  процессе участвуют специалисты института узбекского языка, литературы и фольклора АНРУз акад. Н.Каримов, проф. И.Хаккулов, проф. Ш.Турдимов,  а также ведущие специалисты зарубежных университетов, в том числе профессор Мичиганского университета (США) Темур Ходжа Оглы.

После восстановления направления узбекской филологии в 2018 году, были созданы: научно-образовательный музей «Герои нашей литературы» и «Научно-образовательный центр Эркина Вохидова». Фондом научной литературы пользуются докторанты, научные сотрудники, магистранты и студенты бакалавриата..


Учебно-методическая работа. На кафедрах были изданы учебники:  «Узбекская литература XX века» (У.Норматов и др.), «Узбекская литература периода национального возрождения» (Б.Касымов и др.); учебные пособия: «Словарь узбекского аруза» (А.Ходжиахмедов), «Национальное пробуждение» (коллектовная работа), «Источники исламского мистицизма», «Классическая поэтика Востока» (Х.Болтабоев), «Образцы узбекской классической литературы» (Н.Рахмонов, Х.Болтабаев), «История узбекской литературы» (Н.Рахмонов), «Методология литературоведения» (Б.Каримов), которыми в настоящее время активно пользуются в системе высшего образования.

На сегодняшний день изданы и активно используются «Литературная энциклопедия» 1-2 тома (Х.Болтабоев, 2015, 2019), учебники «История мирового литературоведения» (2020, Х.Болтабаев), «История узбекской литературы» (3 книги, Н.Рахмонов).


Научно-исследовательская работа. На вышеупомянутых кафедрах,  являющихся ведущей научной школой в области литературы в Узбекистане, проведена научно-исследовательская работа по актуальным вопросам литературоведения, защищено более десятка докторских и более 30 кандидатских диссертаций (позже PhD). В 1918-1920 годах проф. Абдурауфом Фитратом в НУУз была основана первая научная школа по исследованию узбекской литературы. На основе создангой академической школы вела свою деятельность такие научные школы, как классическая литература Г.Каримова, литературная критика О.Шарафиддинова, научная школа джадидизма Б.Касымова. Сейчас традиции данной научной школы продолжаются в деятельности проф.Х.Болтабоева,и  Н. Рахмонова.

За этот период было создано более 30 монографий, среди которых есть труды проф. О.Шарафиддинова «Раздумья на перевале», «Счастье познания творчества», «Изумление «Минувших дней», «Чудо Кадыри» У.Норматова, «Исмаил Гаспиринский», «Махмудходжа Бехбуди» Б.Косимова, «Талант и вера», «Критика, интерпретация, оценка» А.Расулова, «Узбекская джадидская педагогика» У.Долимова, «Репрессированная наука», «Научное наследие Фитрата», «Ценность классического слова» Х.Болтабоева, «Турецкий каганат», «Стремление души» Н.Рахмонова, «Узбекский критик Вадуд Махмуд» Б.Каримова. В последующие годы были объявлены монографии проф. Х.Болтабоева «История литературно-эстетической мысли» 1-2 тома (соавтор М.Махмудов, 2012, 2016), «Питаться историей» (2019) проф.Н.Рахмонова, «Чулпан и обновление национальной поэзии» (2019) и.о.доц.Ш.Ходжиевой, «Риндонский смысл и изображение духа» (2019), «Сакийнамэ: история и поэтика» (2020) доц. М.Асадова.

Научная деятельность осуществлялась в соответствии таким грантам, как «Литературная энциклопедия» (2007-2011), «Фундаментальное исследование истории литературоведения» (2012-2016), «Источники узбекской джадидской литературы» (2006-2008), «Словарь мистицизма в произведениях Алишера Навои» (2012-2013).

Ежегодно проводится ряд международных и республиканских научных конференций. В частности, в прошлом учебном году были проведены  конференции: «Проблемы совершенствования филологического образования» (2020, 20-21 октября), «Роль и значение творчества Уткира Хошимова в развитии современной узбекской литературы» (2021, 28 июня)  и выпущены сборники НПК.


Духовно-просветительская работа с молодежью является одним из ведущих направлений  университета. Каждый год проводятся научные конференции, посвященные дню рождения Алишера Наваи и Бабура, литературным праздникам, творчеству великих поэтов. С 2020 года в аллее писателей и, в частности, около памятника  Эркина Вохидова, проведено более 30 открытых занятий.  В рамках взаимосотрудничества  ведется работа со   школой творчества Эркина Вохидова в Маргилане и осуществляется постоянная  научно-методическая помощь со стороны кафедр.

Согласно перспективным планам кафедры, в ближайшие четыре года планируется подготовить 4 доктора наук (DSc), 8 докторов философии (PhD), издать 5 учебников и 10 учебных пособий; открыть совместные программы и направления совместного образования, повысить квалификацию и пройти стажировки в зарубежных странах, прочитать лекции по тематике ведущих зарубежных ученых.

Награды. В годы независимости литературоведы Национального университета были удостоены государственных наград правительства. В том числе проф. Озод Шарафиддинов звания «герой Узбекистана»; проф.У.Норматов был удостоен награды «Ученый Республики Узбекистан» и ордена «Эль-юрт хурмати»; проф.Б.Косимов и проф.А.Расулов были удостоены награды «Ученый Республики Узбекистан». Несколько ученыъ кафедры были удостоены зарубежных наград. В том числе проф. Х.Болтабоев «Ученый года» Национальной академии наук Азербайджана (2019), проф. Н.Рахмонов награжден золотой медалью президента Республики Казахстан «За научные достижения в области тюркологии» (2020).

Магистр кафедры Ф.Яхьёев был награжден золотой медалью молодых исследователей Центральной Азии Республики Казахстан, студентам были предоставлены стипендии Алишера Навои (Б.Джаббарова) и Мирзо Улугбека (З.Мирзаева). Каждый год лучшие творческие работы студентов публикуются в литературном сборнике «Последователи Эркина Вохидова». С 2020 года на основании приказа ректора университета введена стипендия имени Эркина Вохидова. Ею награждены С.Пулатов, М.Набиджонова (4-курс), A.Mуминов (3-курс) и П.Ашурова (студентка 2-го курса магистратуры).


Литературно-научные школы

Основателем школы литературной критики является герой Узбекистана, профессор О.Шарафиддинов. Литературная критика, литературоведение в полной мере проявили себя с 60-х годов XX века как новая область научного творчества. За очень короткий промежуток времени в Узбекистане появилась профессия под названием «литературный критик». Литературная критика внесла значительную лепту в формирование определенной социальной мысли в обществе, оказывая при этом влияние на литературный процесс. Она стал влиятельной силой в жизни общества, набирая силу, определяя «погоду» литературы и создавая свои собственные проявления. Литературно-критические статьи, рецензии, книги привлекали внимание так же, как и произведения писателей, поэтов, драматургов. Имя Озода Шарафиддинова выделяется среди литературных деятелей, посвятивших всю свою жизнь этой работе. Ученый учился в Национальном университете Узбекистана, где полвека проработал на факультете узбекской филологии. Благодаря его целеустремленности и самоотверженности этот факультет в этот период стал одним из особых литературных центров нашей страны. Среди его учеников были государственные и общественные деятели, известные поэты, писатели, известные литературные деятели, критики, переводчики, журналисты, издатели. Озод Шарафиддинов был удостоен звания «Герой Узбекистана» Указом Президента от 23 августа 2002 года. Озод Шарафиддинов учился в Среднеазиатском государственном университете (ныне НУУз) в 1946-1951 годах. В 1951-1954 годах он учился в Институте мировой литературы в Москве, в 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Послевоенная узбекская поэзия». В 1954-1994 годах он работал доцентом, а в 1994-1997 годах главным редактором журнала «Тафаккур», с 1997 года и до конца своей жизни главным редактором журнала «Всемирная литература». Школа литературной критики получила признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

Сам Озод Шарафиддинов опубликовал около тридцати книг, около пятисот статей,  перевел на узбекский язык около ста пятидесяти произведений. Принимая во внимание тот факт, что половина из них – произведения в объеме романа, становится понятно, насколько плодотворным переводчиком был  Озод Шарафиддинов.  Его деятельность в качестве переводчика, редактора, издателя начиналась с перевода и публикации произведений таких великих людей, как Добролюбов и Белинский. Узбекские студенты ознакомлены со значимыми статьями о литературе и общественной жизни этих великих мыслителей,  оставившие глубокий след в художественном и эстетическом мышлении мира благодаря усилиям Озода Шарафиддинова в 50-х годах прошлого века. Эти статьи,  эффективно повлиявшие на формирование современного литературного мышления, рост эстетических вкусов людей, теперь стали уникальным  духовным ресурсом.

Озод Шарафиддинов и его потомки изучали не только современную узбекскую литературу, но и творчество просветительскую деятельность  джадидов, таких как Фитрат, Чулпон, Абдулла Кадыри, произведения узбекских писателей XX века Ойбека, Гафура Гулома, Абдуллы Каххора, Максуда Шейхзаде, Миртемира, Аскада Мухтора, Адила Якубова, Пиримкула Кадырова, Абдуллы Орипова, Эркина Вохидова, Уткира Хошимова, Шукура Холмирзаева. Были проведены научные исследования, доказавшие вышеперечисленные труды и произведения являются бесценным богатством, кладезью, повышающей духовность нации. Его книги  как «Времена, душа, поэзия», «Блеск таланта», «Первое чудо», являются путеводной звездой для нации. Тот факт, что книги «Счастье познания творчества» и «Раздумья на перевале» были удостоены Государственной премии первой степени, также свидетельствует о том, насколько высоко оценивается творчество Озода Шарафиддинова.

Озод Шарафиддинов в своей статье «Почему я изменил свою веру?», основанной на примерах из жизни, рассказывает о многих сложных проблемах того периода, в котором он жил.

Говоря об этой школе, упоминаются такие известные имена критиков (мунаккидов), как Матякуб Кушджонов, Умарали Норматов, Норбой Худойберганов, Абдугафур Расулов, Ибрагим Гафуров. Так как без их литературно-критических статей и трудов невозможно представить узбекскую литературную критику. Озод Шарафиддинов создал специальную научную школу в поселке Табаррук. Одним из активных последователей этой школы является Умарали Норматов. Озод Шарафиддинов работал бок о бок с учителем этого великого ученого, последовательно продолжая традиции школы литературоведения, и в качестве руководителя возглавлял ее двадцать шесть лет.  Литературного  критика с полувековым стажем Умарали Норматова,   по количеству публикаций никто из мунаккидов не смог обойти. Более тысячи статьей ученого, 30 монографий и научных сборников, 15 учебников, выпущенных в 1991-2011 годы. Основанная им кафедра «Узбекская литературы XX века» стала научной школой, подготовившей зрелые кадры для мира и страны в области современной литературы. В этом контексте дело школы литературной критики Озода Шарафиддинова  продолжилось. Один из зрелых ученых школы проф. Абдугафур Расулов,  был удостоен звания деятеля науки. Благодаря своему энтузиазму Озод Шарафиддинов продолжил традиции школы литературной критики, которая добилась значительных успехов, особенно в истории и теории критики. В этой школе проф. Норбой Худойберганов продолжил традиции: отношение этого мунаккида к каждому событию в литературе, к каждой новой работе как боевого мунаккида было таким, как если бы литературный процесс определял «погоду». также работает в университете. Учебники, учебные пособия Санжара Садыкова, созданные по узбекской литературе 20 века, о современном литературном процессе, изучаются в течение тридцати лет как самый значимый источник в высших учебных заведениях нашей страны.


Школа изучения классической литературы проф.  Гулома Каримова

Хотя изучение узбекской классической литературы имеет тысячелетнюю историю, к началу 20 века серьезно занялись научным изучением, созданием истории узбекской литературы на основе рукописей и печатных текстов. В 20-е годы проф. Фитрат собрал образцы классической восточной литературы и привел их в стройную систему. В результате, впервые, в таких научных комплексах, как «Древнейшие образцы тюркской литературы» (1927), «Образцы узбекской литературы» (1928), созданы  принципы новой периодизации истории узбекской классической литературы. В своих более чем двадцати статьях и исследованиях он изучал образцы узбекской классической литературы. Абдурахман Саади серьезно изучал вопросы классической литературы во время своей карьеры преподавателя литературы в нашем университете. Особенно придавал значение научному направлению — Навоиведение. Была написана докторская диссертация на тему «Творчество Алишера Навои как вершина узбекской классической литературы».

Проф. Гулом Каримов в течение 50-90-х годов продолжил свой исследовательский путь, который начали Фитрат, Абдурахман Саъди, объединив вокруг себя  талантливых ученых и основал научную школу специальных исследований узбекской классической литературы. Прежде всего, в 1942 году была основана кафедра «История узбекской литературы», которая стала центром изучения, пропаганды и популяризации узбекской литературы в республике. Проф. Гулом Каримов был не только основателем кафедры «История узбекской литературы», но и основателем  научной школы, изучающей вопросы классической литературы. Эта школа ведет активную деятельность  до сих пор.

Профессор Г.Каримов родился 15 апреля 1909 года в махалле Акмачит города Ташкента, учился в средней школе в 1918 году, с 1925 года в знаменитом учебно-воспитательном техникуме имени Наримонова. Вместе со своими сокурсниками Миркаримом Осимом, Хамиль Якубовым учился у ученого Олима Шарафиддинова. Свою первую статью он опубликовал в 1930 году. В 1931 году он учился на факультете истории, философии и лингвистики Санкт-Петербургского университета по рекомендации Народного комиссариата образования Узбекистана, прослушал лекции такого известного профессора, как В.М. Жирмунский.

В 1935 году он поступил в Институт языка и литературы при Комитете Наук Узбекистана. Вскоре защитил кандидатскую диссертацию по эпосу Алишера Навои «Лейли и Меджнун», поэма была утверждена подготовлена к публикации в 1945 году. В 1958 году в качестве автора текстов он опубликовал постоянный сборник «Избранные произведения» на узбекском и русском языках. В 1960 году  опубликовал двух томник Мукими, в сотрудничестве с известным ученым-педагогом Субутоем Долимовым, а в 1971-1980 годах шесть томов «Сочинений» Огахи.

В 1962 году он выбрал темой докторской диссертации «Узбекский поэт-демократ Мукими и литература его эпохи», в 1970 году  опубликовал монографию «Мукими». Гулом Каримов – один из самых компетентных исследователей узбекской литературы конца XIX начала XX века. Как яркого доказательство этому то, что он является автором книги «История узбекской литературы (со 2-й половины XIX до начала XX века) книга 3», опубликованной в 1966 году. Этот учебник, предназначенный для студентов высшего учебного заведения, издавался неоднократно. Именно в этот период десятки поэтов, которые жили и творили, были незаменимы в сборе, изучении и публикации своего наследия.

В 1977 году была издана монография Г.Каримова «Народ. История. Литература». Ученый создал ряд программ и учебников для 8-9 классов и высших и средних специальных учебных заведений. С этой точки зрения замечательны учебные пособия ученого «Краткая история узбекской литературы. С древнейших времен до XV века» (1978), «Краткая история узбекской литературы. XIV-XV вв.» (1978). Эффективна и работа как методиста. 1948-1951 гг. он возглавлял научно-исследовательский институт педагогических наук, в 1954-1984 годах  заведовал кафедрой «Узбекской литературы» в Ташкентском государственном университете (ныне НУУз).

Субутой Долимов, один из деятелей науки Узбекистана, имеет большие заслуги в сборе образцов классической литературы, подготовке к публикации, в ее исследовании, был ближайшим соратником Гулома Каримова. В частности, благодаря изучению творчества Огахи и публикации его собрания сочинений в 6 томах он занял прочное место в истории нашей литературы в творчестве этого уникального образца таланта.

Наряду с тем, школа проф. Гулома Каримова имеет свои научные традиции, десятки известных ученых республики являются непосредственными ценителями учителя. Профессор университета. Такие известные литературоведы, как Лазиз Каюмов, Саида Нарзуллаева, Анвар Ходжиахмедов, Бегали Касимов, А.Гаджиахмедов, А.Зоннонав, С.Нарзуллаева, Б.Касимов, М.Мухиддинов  защитили докторские диссертации, десятки ученых  Л.Каюмов, А.Ходжиахмедов, Ш.Юсупов, Б.Касимов, У.Долимов, М.Мухиддинов, С.Ахмедов и други) защитили кандидатские  диссертации.

Известны более двадцати учебно-методических трудов (учебники, пособия и программы) основателя школы исследований узбекской классической литературы проф. Гулома Каримова, более тридцати опубликованных работ (книги представителей классической литературы) и редакторские работы. Он является автором около 200 литературных и научных статей.

На базе кафедры «Истории узбекской литературы», которая была основана Гуломом Каримовым и возглавлялась в течение тридцати лет, были созданы три кафедры «Узбекская классическая литература», «Современная узбекская литература», «Узбекская литература периода национального возрождения». В настоящее время большинство руководителей, сотрудников, преподавателей Национального университета являются продолжателями основанной им школы литературоведения. Деятельность этой научной школы была продолжена профессорами Анваром Ходжиахмедовым,  Бегали Касимовым в 1990-2003 годах и серьезно занялись изучением классической поэтики. Имеют особое значение в развитии узбекской арузологии и поэтики трактаты и исследования, посвященные арузу, науке о рифме и поэтическом искусстве профессора А.Ходжиахмедова.

Проф. Б.Касимовым наряду с изучением вопросов литературы джадидов центром исследований ученого стало формирование литературы периода национального возрождения, монографии и учебники, основанные на принципах развития, активно изучаются во всех высших учебных заведениях республики. Возрождение научного наследия более ста поэтов и писателей, творивших в начале XX века, их произведения доходят до сегодняшних читателей. Это связано с деятельностью Б.Касимова. Характерны в этом отношении такие работы ученого, как «Национальное возрождение», «Период национального возрождения узбекской литературы».

Несколько трактатов и исследований проф. Умарали Норматова, исследование творчества Абдуллы Кадыри, одного из деятелей джадидской литературы, в том числе «Изумление «Минувших дней», «Сад Кадыри», стали важным руководством в области изучения творчества Кадыри. Говоря об узбекской кадыриологии, докторская диссертация доцента Б.Каримова, посвященная решению той же научной проблемы, была достойным исследованием.

 В настоящее время при изучении проблем узбекской классической литературы проф. Хамидулла Болтабаев руководит деятельностью этой школы в качестве заведующего кафедрой «Истории узбекской литературы». В составе этой школы работали такие ученые, как проф. Шариф Юсупов, проф. Батирхан Акрамов, проф. Насимхон Рахмонов и доценты Улугбек Долимов, Омонулла Мадаев, Тоджихон Сабитова, Нурбой Жаббаров, Икболой Адизова, Ш.Хаджиева, Ж. Махмудов.

Фундаментальные исследования профессора Х.Болтабоева по изучению творчества Фитрата, усилия ученого по подготовке 5 томов работ к публикации свидетельствуют о продолжении основных научных принципов этой школы. Кроме того, такие исследования проф. Х.Болтабоева, как «Источники исламского мистицизма» (2005), «Восточная классическая поэтика» (2006), были высоко оценены учеными как в республике, так и за рубежом. Школа, изучающая узбекскую классическую литературу,  занимающаяся вопросами структурной поэтики, при анализе художественного текста базируется на выводах этой школы в том числе.

Работа проф. Насимхона Рахмонова, посвященная первому периоду узбекской литературы, в том числе изучению памятников Орхун-Енисея, привлекла внимание за рубежом. В работах проф. Ботирхона Акрамова отразился облик университетского навоиведения. Такие монографии и трактаты ученого, как «Владелец усадьбы фасохат», «Навои шахбайтлари», созданы на уровне современной узбекского навоиведения.

Члены научной школы в настоящее время работают в области литературы и  историей классической литературы, источниковедения и текстологии, теории литературы, истории литературоведения, литературной критики. За последующие десять лет по этим направлениям было подготовлено и защищено более двадцати кандидатских (PhD) и докторских диссертаций.

  На факультете узбекской филологии Национального университета действует Фонд Гулома Каримова, располагающий более чем тремя тысячами книжных фондов, обслуживающих студентов и аспирантов, исследователей и докторантов так же  преподавателей.

Научная школа по изучению истории узбекской классической литературы, основанная Гуломом Каримовым, признана учеными из зарубежных стран, в том числе России, США, Турции, Японии, некоторые из которых являются членами этой школы. В связи с этим ученые из США Темур Коджа угли, японские ученые Энджи Моно и Хисао Комацу, турецкие ученые Кемаль Эраслон, Осман Сарткая установили важные контакты с представителями этой школы в изучении классической литературы на Востоке.


Научная школа джадидской литературы профессора Б.Касимова

В начале XX века движение «джадидизма» охватило все стороны общественной жизни Туркестана. Естественно, в эпоху тирании советов было невозможно полноценно и правдиво изучить движение, которое было такой масштабной, главной целью, которой была борьба за просвещенные перспективы нации. В 1985-1991 годах, когда вопрос о беспристрастном и правдивом изучении этого движения был строго поставлен на повестку дня, независимость страны создала необходимые условия для возникновения научной школы по его изучению. Сегодня специалисты этой области в нашей стране и за рубежом единодушно признают одну истину: в Национальном университете Узбекистана создана научная школа по изучению джадидизма и джадидской литературы, а ее основателем является ученый Республики Узбекистан, доктор филологических наук, профессор Бегали Касимов.

Эта научная школа имеет свои собственные исследовательские принципы, традиции по изучению джадидизма и джадидской литературы. Научная школа джадидологии и джалидской литературы по исследованию истории узбекской литературы была сформирована на основе научной школы, основанной проф. Гуломом Каримовым. Под руководством своего наставника Гулома Каримова Бегали Касимов защитил кандидатскую диссертацию о жизни и творчестве крупного представителя джадидизма Мирмухсина Шермухамедова, несмотря на ограничения во времена советов. Хоть и с другими названиями, он защитил докторскую диссертацию об узбекской литературной деятельности в начале XX века, создал монографию «Ища я нашел», которая принесла ученому славу. Эта монография положила начало новому этапу в изучении джадидизма, в которой были восстановлены имена около ста созидателей и важность появления научных истин о них становится очевидной.

Национальная независимость заложила прочную основу для повышения уровня академического образования в области изучения джадидизма и джадидской литературы. В результате эта научная школа, возглавляемая проф. Бегали Касимовым, достигла следующих значительных результатов:

Во-первых, понятие «узбекская литература периода национального возрождения» было введено в научный оборот. В литературе этого периода на основании документов было доказано, что это особый период развития нашей национальной культуры. Вторая половина XIX века – начало XX века социальная и литературная мобильность была периодизирована в связи со спецификой каждого этапа. В этом направлении были созданы фундаментальные исследования.

Во-вторых, роль ускорения в появлении современного высшего и среднего образования была продемонстрирована на основе убедительных научных данных. В конце концов, по-настоящему современные университеты строятся с учетом потенциала наших предков, а не тех, кто пришел к нам и достиг восстановления. Естественно, просвещенным джадидам, жившим в колониальных условиях, нелегко было этого добиться. Их деятельность в этом направлении осуществляется в двух направлениях: 1. Отправка молодежи на учебу в развитые страны Запада и Востока. 2. Национальный дорулфунун – создание университета. Естественно, главной целью джадидов была вывод Туркестана на уровень развитых стран, отставшего от прогресса из-за многолетнего колониального осложнения. Для этого необходимо было отправить молодежь учиться в развитые страны, заложить основу для перспектив. Было понятно, что это не произойдет само по себе.

Как выяснилось из исследований профессора Б. Касимова, 12 мая 1909 года открылось Ташкентское джадидское «Общество милосердия». Его устав предусматривал различные вопросы, начиная от улучшения материального и духовного положения обездоленных и нуждающихся, заканчивая обучением молодежи в школе, а затем отправкой их в зарубежные страны для получения высшего образования. У истоков этих работ стоят Фитрат, Мунавваркори, Файзулла Ходжаев, Турор Рискулов. Известно, что они учились в различных высших учебных заведениях Германии – в Берлинском университет Гумбольдта на факультетах медицины, философии, экономики, архитектуры, электротехники, машиностроения, сельского хозяйства, в школе печати Лейпцига, в университете Дрездена. Из них знаменитый Тахир Шокир (Тахир Чигатой) учился на экономических факультетах Гейдельбергского университета, Абдулвахаб Исхак (Уктой) – в факультете медицины того же университета.

В 1993 году по инициативе профессора Б. Касимова в университете была создана кафедра «Узбекской литературы периода национального возрождения». За короткий срок кафедра стала признанным научным центром не только в нашей стране, но и за рубежом по изучению литературы того же периода. Существовали тесные контакты со многими научными и образовательными учреждениями за рубежом, в том числе с Университетом Гумбольдта в Германии.


Предметы, преподаваемые на кафедре

60230100 – Филология и обучение языкам (узбекский язык) направление обучения бакалавриата

Название предметаКоротко о предмете
1Узбекский фольклорИзучает проблемы узбекского фольклора, образцы устного народного творчества, как образца синкретического искусства, занимающего важное место в жизни народа, в котором социальная, бытовая, культурная жизнь узбекского народа на протяжении веков находила свое художественное выражение, проводит научный анализ видов и жанров фольклора.
2История узбекской литературы и новая узбекская литератураОна состоит в том, чтобы познакомить студентов-филологов с богатым литературным и научным наследием, связанным с историей узбекской литературы и классической поэтикой, воспитать их как высокодуховных и широких просветителей путем изучения жизни писателей и анализа их произведений, которые существуют в литературе с древних времен до современной узбекской литературы.
3Современный литературный процессПроблемы в современном литературном процессе, ведущий принцип изучения литературы, связь произведений разных жанров с текущим периодом, анализ их аспектов, связанных с идеей национальной независимости, учит активному чтению.
4Введение в литературоведение и теория литературы  Сформулировать стиль художественной литературы, отношение художественной литературы к видам искусства, изучение структуры художественного текста и навыки анализа художественного произведения.
5Восточные языки (арабский, персидский)Создают у студентов навыки теоретических основ арабского и персидского языков, их основные категории и умение применять их на практике.
6Мировая литература  Знакомит с крупными представителями мировой литературы и их бесценными произведениями, дает информацию об особенностях западной и восточной литературы, формулирует у студентов литературно-эстетическое мышление, теоретические знания, практические навыки, методологический подход к проблемам, связанным с наукой, а также научное мировоззрение.
7Методика преподавания узбекской литературы  Охватывает научные и теоретические основы узбекских литературоведческих дисциплин, применение наиболее удобных и современных методов преподавания студентам на разных этапах обучения, эффективные методы преподавания родного языка и литературы на уровне современных требований на основе требований, предъявляемых к будущим учителям.
8Мистицизм (суфизм) и художественное творчество  Изучает становление суфийской литературы, роль и сущность суфизма в истории узбекской классической литературы, суфийские стили, активно используемые в литературном процессе.
9НавоиведениеИзучение творчества Алишера Навои в научных исследованиях, воспитывают студентов, как высокодуховных, просвещеных личностей, и формируют в них научный образ мышления.
10Основы литературного редактированияНаучная основа процессов, связанных с основами литературного редактирования, в частности, важность редактирования текста, деятельность специалиста, занимающегося редактированием текста, анализ текста, взаимодействие редактора с автором в процессе публикации, методы описания текста, логические законы редактирования, структура произведения, его названия,
11Классический поэтический анализ  Обучая студентов порядку текстологического анализа образцов узбекской классической литературы, они воспитываются как высокодуховные педагоги и формируют в них стиль научного мышления.
12Узбекская литература в контексте мировой  Сравнивая узбекскую литературу с зарубежной литературой, определяется ее место в мировой литературе. Программа также охватывает основы почти всех периодов узбекской и мировой литературы.
13Литература тюркских народов  Развитие культурных связей между тюркскими народами, сравнительное изучение литературных источников, преподавание произведений представителей литературы братских народов и сравнение их с произведениями узбекской литературы.

5220100 – Журналистика: Интернет журналистика

Название предметаКоротко о предмете
1Теория и история литературы  Сформулировать стиль художественной литературы, отношение художественной литературы к видам искусства, изучение структуры художественного текста и навыки анализа художественного произведения. Состоит в том, чтобы познакомить студентов с богатым литературным и научным наследием, связанным с историей узбекской литературы, воспитать их как высокодуховных и широких просветителей путем изучения жизни писателей и анализа их произведений, которые существуют в литературе с древних времен до современной узбекской литературы.

5220200 – Информационная служба и связи с общественностью

Название предметаКоротко о предмете
1Узбекская литература  Состоит в том, чтобы познакомить студентов с богатым литературным и научным наследием, связанным с историей узбекской литературы, воспитать их как высокодуховных и широких просветителей путем изучения жизни писателей и анализа их произведений, которые существуют в литературе с древних времен до современной узбекской литературы.
2Узбекская литератураОзнокомить студентов историей богатой узбекской литературой и формировать у них навыки анализа образцов классической и современной литературы.

70230502  – Литературоведение (узбеекская литература) направление обучения магистратуры

Название предметаКоротко о предмете
1Методология научного исследованияУчит студентов готовиться к процессу научной деятельности, формулировать навыки правильного мышления, придерживаться единства теории и практики при формулировании программы научных исследований.
2История мирового литературоведения  Мировое эстетическое мышление и литература изучают достижения с точки зрения современных требований и умения теоретически анализировать зрелые образцы мировой литературы.
3Классическая историческая поэтика  Она воспитывает в духе изучения теоретических проблем классической поэтики, изучения истории литературы национальных и восточных народов в теоретическом аспекте, анализа важных проблем, связанных с ее культурными и духовными корнями.
4Теоретическая поэтика  Изучение проблем теоретической поэтики, изучение художественного текста и его структуры в теоретическом аспекте, направление анализа важных проблем, связанных с научными корнями теоретических взглядов.
5Научный семинарИзучает необходимые научные требования по темам магистерской диссертации, основным направлениям написания диссертации, усваивает методические требования к написанию диссертации
6Сравнительное литературоведение (компаративистика)  Целью преподавания предмета сравнительное литературоведение является ознакомление студентов с этапами эволюции тенденций и направлений в английских, узбекских, русских и других национальных литературных произведениях. Познакомить, проанализировать и дать подробную информацию о жизни, творческом пути и творчестве представителей великих литературных деятелей, которые присутствовали, и их художественном значении.
7Ведущие концепции в современном литературоведении  Обеспечивает осведомленность студентов об основных направлениях современного литературного процесса и обновлении в науке литературоведения, в то же время учит причине их происхождения.

3. Об исследователях и научных работах

Ф.И.О исследователя  профессор-преподавателяНаучная степень, званиеТема диссертационной работы
1Болтабоев Хамидулла УбайдуллаевичД.ф.н., проф.Узбекское литературоведение в начале XX века и научное наследие Фитрата
2Рахмонов Насимхон АскаровичД.ф.н., проф.Памятники Орхуно-Енесея и отношение к тюркскому эпосу
3Махмудов Жасурбек ХусиновичК.ф.н., и.о.доц.Пехлаван Махмуд и источники футуввата
4Кушмоков МахамадалиК.ф.н., и.о.доц.Проблема традиции и импровизации (на примере репертуара представителя школы достона Курган Эргаша Джуманбулбул огли)
5Хожиева Шахло ХазратовнаPhD, и.о.доц.Принципы обновления поэтического мышления в поэзии Чулпана
6Азимова Дилдора БахриддиновнаPhD, старший преподавательПоэтическая интерпретация трагедии эпохи и личности в новой узбекской литературе
7Муллаходжаева Раъно ТашходжаевнаPhD, старший преподавательОбновление поэтического мышления в узбекской поэзии 80-х годов XX века и творчество Шавката Рахмана
8Аметова Улбусин КамилжановнаPhD, старший преподавательТрадиции кубравия в узбекской классической литературе
9Жураева Собира  ЭшкурбоновнаPhD, старший преподавательЛитературное наследие Шукурий
10Казакбаева Дилрабо ЖалоловнаПреподаватель, свободный соискательРазвитие жанров тарджибанд и таркиббанд в узбекской классической литературы
11Исмоилов Бобур ХудояровичПреподаватель, свободный соискательНаука о зрелости в произведении Юсуфа Саккоки “Мифтоху-л-улум”
14Юлдошев Козокбой ЮлдошбековичД.п.н., проф.Новое педагогическое мышление и научно-методические основы преподавания литературы в общеобразовательных школах
15Темур Хужа оглуД.ф.н., проф.Формирование национального самосознания в узбекских романах XX века
16Асадов Максуд ХусеновичД.ф.н., доц.В узбекской классической литературе “Сокийнаме” (генезис, этапы развития и поэтические особенности)
17Назарова Шахноза ИбодуллаевнаPhD, старший преподавательГенезис и поэтика мотивов испытания в узбекских народных сказках
18Умарова Махлиё ЮнусовнаК.ф.н., доц.Концепция художественного времени в исторической драме на примере драм
19Хаитов Шухрат МойлиевичPhD, старший преподавательИзучение творчества Бабура за рубежом (на примере узбекско-турецких источников)
20Пулатова Малохат РихсибоевнаPhD, старший преподавательТрадиции написания “Арбаъин” в восточной классической литературе (на примере произведений Джами, Навои и Фузули)
21Султонов Исажон СултоновичНародный писатель Узбекистана, старший преподавательОбраз Алишера Навои в творчестве писателей XX века
22Хожиматов Минхожиддин МирзажоновичСтарший преподавательРоль литературных деятелей XX века в понимании национальной самобытности (творчество Р.Гамзатова и Ч.Айтматова и вопросы узбекской литературы)
23Зоир ТохировК.ф.н., проф.Формирование прагматических сем в узбекском языке и появление в них субъективного отношения
    

4. Информация о местных и зарубежных партнерах

Международное сотрудничество. Профессорами кафедры узбекского литературоведения установлены контакты с ведущими мировыми научными школами в области филологии, научно-педагогическая работа ведется в сотрудничестве с Университетами Индианы и Мичигана (США), Токийским университетом (Япония), Университетом Анкары (Турция), Институтом Азии и Африки МГУ (Россия) и другими научными центрами. В результате было проведено несколько международных научных конференций (Университет Гаджи Байрама Вали, Национальная Академия наук Азербайджана, Университет Анкары), на основе совместных программ преподаются науки языка и литературы. Были проведены международные научные конференции: в 2019 году «Влияние творчества Алишера Навои на Анадолу” (в сотрудничестве с Университетом Анкары Гаджи Байрама в Ташкенте), 21-25 сентября 2021 года “Джадидизм турецкого мира” (в сотрудничестве с Университетом Анкары).


Сотрудничество на местном уровне. Институт узбекского языка, литературы и фольклора подписал соглашение о сотрудничестве на 2019-2024 годы. В соглашении указаны обязанности университета узбекского языка, литературы и фольклора в научных исследованиях, духовно-просветительской работы и кафедры узбекского литературоведения.

Государственный литературный музей имени Алишера Навои при АНРУз подписал соглашение о сотрудничестве на 2019-2024 годы. Согласно нему: указаны обязанности отдела узбекского литературоведения, государственного музея литературы имени Алишера Навои по научно-исследовательской, духовно-просветительской работе.

Подписано соглашение о сотрудничестве с Республиканским центром духовности и просвещения на 2019-2024 годы. Согласно нему: указаны обязанности Республиканского центра духовности и просвещения по духовно-просветительским вопросам и кафедры узбекского литературоведения.

Со школой творчества имени Абдуллы Кадыри было подписано соглашение о сотрудничестве на 2021-2024 годы. Подписано соглашение о сотрудничестве со школой творчества имени Эркина Вохидова в городе Маргилан на 2020-2025 годы


5. Состав кафедры

Ф.И.ОЭлектронная почта
1Заведующий кафедрой, проф. Болтабоев Хамидулла Убайдуллаевичhbaltabaev@mail.ru
2Проф. Рахмонов Насимхон Аскаровичnasimhon_r@mail.ru
3К.ф.н., доц. Махмудов Жасурбек Хусиновичjasurbekm@mail.ru
4PhD. Хожиева Шахло Хазратовнаsh.hojiyeva@mail.ru
5PhD. Азимова Дилдора Бахриддиновнаdildora_baxriddinova@mail.ru
6PhD. Муллаходжаева Раъно Ташходжаевнаrano-05@list.ru
7PhD. Аметова Улбусин Камилжановнаametovau20@gmail.com
8К.ф.н.доц. Кушмоков Махамадалиmuhammadali.qoshmoqov@mail.ru
9PhD. Жураева Собира  Эшкурбоновнаsobirajuraeva@mail.ru
10Казакбаева Дилрабо Жалоловнаdilrabokazakbayeva0707@mail.com
11Исмоилов Бобур Худояровичbobur_ismoilov@internet.ru
12Юсупова Нафиса Зикриллаевнаdin_ara61@mail.ru
13Сулаймонов Захириддин Урол углиsulaymonovzaxiriddin@gmail.com
14Проф. Юлдошев Козокбой Йулдошбековичqashqirli@mail.ru
15Проф. Темур Кужа оглуtkocaoglu@yahoo.com
16Д.ф.н., доц. Асадов Максуд Хусеновичalpbek2010@mail.ru
17PhD. Назарова Шахноза Ибодуллаевнаnazarxonova@mail.ru
18К.ф.н., доц.Умарова Махлиё Юнусовнаu.mahliyo@mail.ru
19PhD, Хаитов Шухрат Мойлиевичshuhrathayitov84@mail.ru
20PhD, Пулатова Малохат Рихсибоевнаmaloxat_pulatova@tsuos.uz
21Шомуродова Севара Илясовнаshomurodovas1964@gmail.com
22Султонов Исажон Султоновичisajon_suitonov@mail.ru
23Хожиматов Минхожиддин МирзажоновичM_hojimatov@umail.uz
24К.ф.н., проф. Зоир Тохировtoxirovzoir753@gmail.com

6. Научные лаборатории

При кафедре создан научно–образовательный центр Эркина Вохидова, в котором проводятся исследования по направлениям «Философия жизни и творчества поэта», «Сад творчества – бессмертное наследие», «Творчество поэта — источник научных исследований», «Эркин Вохидов и мир». Готовятся докторская и магистерская диссертации, выпускная квалификационная и курсовая работы по творчеству Эркина Вохидова.


7. Кружки

1. С 2018 года действует кружок «Полумесяц». Кружок проводится раз в две недели по средам. В этом кружке анализируются образцы произведений поэзии, прозы и красноречия. Руководитель кружка к.ф.н.доц. Кушмоков Махамадали.

2. С 2020 года ведет свою деятельность кружок «Текстология». Кружок проходит по четвергам и субботам каждую неделю. В результате кружка учащиеся могут свободно читать оригинальный текст. Руководитель кружка к.ф.н.доц. Махмудов Джасурбек Хусинович.

3. С 2019 года действует кружок “Дуторчи кизлар». Руководитель кружка PhD Жураева Собира Эшкурбоновна.


8. Дополнительная информация об особенностях кафедры

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2020 года «О мерах по популяризации творческого наследия выдающихся писателей и мыслителей среди молодежи и эффективному использованию аллеи писателей», а также о выполнении 30/502-го Контрольного плана Кабинета Министров от 24 августа 2020 года на кафедре Узбекского литературоведения НУУз имени Мирзо Улугбека был разработан план мероприятий по работе с молодежью и выполнению духовно-просветительской работы на 2021-2025 гг.