Ushbu veb-sayt hozirda test rejimida ishlamoqda. Ba'zi funksiyalar mavjud bo‘lmasligi yoki kutilganidek ishlamasligi mumkin.

КАФЕДРА ПОЧВОВЕДЕНИЯ

Зафаржан Жаббаров — Заведующий кафедрой

 100174 г.Ташкент р-н Алмазарский, ул.Университет 4-дом

 Среда-Пятница, 15:00 – 17:00

71 227-15-44

e-mail: zafarjonjabbarov@gmail.com


ИСТОРИЯ, НАУЧНАЯ ШКОЛА И ДОСТИЖЕНИЯ КАФЕДРЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ

Изучение почв Узбекистана с четким планом и целью – это тесно связано с созданием Национального университета Узбекистана (бывший Туркестанский, Среднеазиатский, Ташкентский государственный). Действительно, основание научно-исследовательского института геоботаники и почвоведения при университете в 1920 году лежит в основе вышеизложенного. В 1920-1932 годах основателем института был профессор Н.А.Димо, профессор М.А.Орлов, ученые-исследователи Н.Б.Богданович, М.А. Панков Д.М. При участии Клавдиенко и других были прекрасно изучены орошаемые земли таких стран, как Узбекистан, Каракалпакстан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан и составлены почвенные карты для различных целей. Было дано исчерпывающее описание основных типов почв, разбросанных в этих регионах. Все эти карты и все научные данные о почвах, конечно же, были основой для создания четко спланированной системы ведения сельского хозяйства при развитии сельского хозяйства в то время.

Создание почвоведения в системе геолого-географического факультета университета в 1935 году свидетельствует о том, что изучение почв в Узбекистане превратилось в огромную сеть наук государственного значения. Кафедра почвоведения была переведена на биологический факультет в 1949 году, в том же году на этом факультете была создана кафедра «Агрономия», и с тех пор факультет носит название факультета биологии-почвоведения. За это время профессорско-преподавательским составом кафедры почвоведения была проведена научно-исследовательская работа, достойная внимания. В том числе М.А.Орлов считался основателем кафедры почвоведения, вся его научная деятельность была направлена на изучение генезиса и свойств антропогенных (оазисных) почв, которые сформировались под влиянием орошения и земледелия. Академик С.Н.Рижов, позже доцент X.A. Абдуллаев в своих исследованиях основное внимание уделял оценке окультуривания орошаемых земель, важности гумуса в повышении продуктивности, проблемам его управления.

На протяжении 1960-1970 – х гг. сотрудники кафедры-Б.Д.Михайлов, К.Гафуров, Л.Турсунов, В.Сайфутдинова, Л.Салкова, Н.Кавхоянс и другие аспиранты провели исследовательские работы по усовершенствованному изучению почв среднего и нижнего течения Зарафшанской долины, в том числе Каттакурганской, Хатырчинской, Зиробулакской, Карнабской пустынь, Бухарского и Каракульского оазисов. За этот период были составлены почвенные, почвенно-эрозионные, почвенно-мелиоративные карты сотен хозяйств (1:10000, 1:25000) и сданы для практического применения. На основе собранных на тот момент данных С.Гафурова, Л.Турсунова, Н.Якубова, А.Ниязова, А.Абдиева защитили кандидатские диссертации. Еще одно заметное исследование этого периода было проведено доцентом кафедры Л.В.Валиев, Под руководством Турсуновых выполнены научные работы по изучению богарных земель Чиракчинского района Кашкадарьинской области.

С 1980 года под руководством доцента Х.Х. Абдуллаева изучались почвы горных образований Чаткала на примере биосферного заповедника Чаткал, под руководством доцента Л. Турсунова изучались почвы горных образований Туркестана на примере Зааминского «Народного парка» и Зааминского заповедника, и, наконец, почвы горных образований Туркестана. За период исследований было всесторонне изучено закон почвообразования и свойства всех горных почвенных типах, составлены карты эрозии почв, а также А.Назаров, М.Фахрутдинова и С.Юсупов и Х.Кунгировы защитили кандидатские диссертации.

Известно, что роль земледельческой деятельности человека в формировании почвы, изучении ее последующего генезиса, эволюции и свойств значительна. Сотрудники кафедры также обратили свое внимание на изучение этого вопроса. В частности, доцент кафедры Х.Абдуллаев под руководством преподавателя Т.Абдрахманова всячески изучал структуру и свойства серо — бурых почв, защитил кандидатскую диссертацию на основе данных, полученных за многие годы. В частности, В.Ю. Сайфутдинова под руководством академика С.Н. Рыжова на протяжении многих лет изучала возможность восстановления исходного состояния (эволюции) этих почв, используемых человеком на примере богарных почв под воздействием природных факторов, и защитила диссертацию. Д.Камилова много лет занималась изучением изменения свойств почв в различных агрофонах и на основании собранных данных защитила диссертацию.

С 1961 по 1967 год кафедрой агрохимии заведовал доктор сельскохозяй-ственных наук, профессор Н. П. Малинкин. Неоценим вклад Н.П. Малинкина в создание системы удобрения хлопчатника. За время работы в университете эти два великие ученые подготовили множество ученых и основали свои собственные школы.

С 1968 по 1995 год встречу возглавлял доктор сельскохозяйственных наук, профессор, действительный член АНУз, член международной академии информатики Академии наук Нью-Йорка, сельскохозяйственный работник, работающий в Узбекистане, член Международного общества почвоведов и Центра удобрений во всем мире, Джуракул Сатторович Саттаров.

В 1995-1996 годах кафедру возглавлял ученик Ж. Саттарова Б.С. Мусаев. Несмотря на свой юный возраст, Мусаев продолжил работу по лабораторным и полевым экспериментам на кафедре. Написал множество учебных пособий и учебник «Агрохимия».

С 1996 года заведующим кафедрой был доктор сельскохозяйственных наук, известный почвовед, профессор С.Абдуллаев. Он провел больше исследований в области мелиорации земель и добился хороших результатов. Издано много учебников, учебных пособий и монографий. С 1 декабря 2008 года кафедры почвоведения и агрохимии были объединены и переименованы в Почвоведение.

В настоящее время в области почвоведения работают 1 академик АНУз, 5 докторов наук и 9 кандидатов наук и докторов философии (PhD).

По сей день кафедру почвоведения Национального университета Узбекистана возглавляли следующие ученые:

  • 1935-1962 годах — проф.М.А.Орлов
  • 1962-1968 годах — академик С.Н.Рыжов.
  • 1968-1981 годах  — доц. Х.А.Абдуллаев.
  • 1981-1986 годах  — доц.  В.У.Сайфуддинова.
  • 1986-2008 годах — проф. Л.Турсунов
  • 2008-2011 годах —  доц.М.Фахрутдинова
  • 2011-2014 годах — доц.Т.Абдрахманов
  • 2014-2015 годах – доц.З.Хаидмухамедова
  • 2015-2015 годах – доц.  С.Сидиқов
  • С 2020 года заведующим кафедры является профессор З. Джаббаров.

Профессора и преподаватели почвоведения и агрохимии проводят свои занятия на высоком уровне с эффективным использованием ИКТ и инновационных технологий.

На сегодняшний день коллектив кафедры проводит исследования на основе нескольких государственных грантов Республиканского центра науки и технологий. Научные исследования кафедры за почти 90 лет отражены в десятках монографий и учебников, сотнях научных, научно-популярных статей и брошюр.

Кафедра почвоведения, организованная в Национальном университете Узбекистана, уже более 70 лет готовит высококвалифицированных специалистов не только для Узбекистана, но и для Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, Казахстана, а также для Российской Федерации, Китая, Вьетнама, Кореи, Египта, Ирака, Кубы.

В настоящее время в Узбекистане формируется наука почвоведение и ее следующие направления. К ним относятся: география, эволюция и картография, микроморфология и минералогия почв, химия почв, агрофизика и технология почв, бонитировка почв, мелиорация почв, агрохимия почв, эрозия почв, биология и микробиология почв, экология почв и другие подобные области. Без преувеличения можно сказать, что основоположниками этих направлений и разрабатывающими их крупными учеными, докторами наук, профессорами и академиками являются именно бывшие студенты кафедры почвоведения имени Мирзо Улугбека.

За почти 90 лет деятельности кафедрой подготовлено несколько сотен специалистов почвоведения и агрохимии, и сегодня они активно работают в высших и средних специальных учебных заведениях во всех регионах страны, во всех отраслях экономики. Они работают в разных странах Центральной Азии и СНГ, даже в странах дальнего зарубежья. Владимир и Ирина Лукина работают исследователями в Калифорнийском университете США. О.Казак — научный сотрудник Нью-Йоркского университета, проф. М.А. Мазиров является заведующим кафедрой почвоведения Российского аграрного университета, профессор С.М. Елюбаев, доценты О. Туяков и У.Б. Бектураев заведуют кафедрами Педагогического института Республики Казахстан. Бывшие выпускники этого отдела работают в Узбекистане 4 районными хакимами, 2 депутатами Олий Мажлиса и несколькими руководителями фермерских хозяйств по своему профилю.

Помимо обучения на кафедре почвоведения проводится высокий уровень научно-исследовательской работы. Изучали научные проблемы в сотрудничестве со многими странами. В частности, МГУ, Докучаевский институт почвоведения, МСХА имени Тимирязева, Сухумский институт субтропических растений, Азербайджанский университет, Научно-исследовательский институт почвоведения и агрохимии Сибирского отделения России, Варшавский университет (Польша), Боннский университет. (Германия), Александр (Германия) Коллектив кафедры находится в тесном контакте с областью науки. Профессора, аспиранты и студенты часто ездили друг к другу в университеты для исследовательских поездок и стажировок, и даже сейчас такие связи не пропали.

С момента своего создания кафедра почвоведения сфокусировалась на изучении генезиса, географии, эволюции и свойств типов почв на территории Узбекистана, разработке основ их защиты, а также создала собственные научные школы в нескольких странах.

Академик С. Н. Рыжов глубоко изучил и проанализировал агрофизические, особенно водно-физические свойства основных почв Узбекистана и создал в этой области научную школу.

Под руководством доцента В.У.Сайфутдинова проведены обширные исследования в области изучения плодородия засушливых земель.

Под руководством профессора Л.Турсунова в области генезиса, эволюции, географии и повышения плодородия основных почв Узбекистана было всесторонне изучено на примере почв всех регионов республики. В результате этих исследований оценены их генезис, эволюция и плодородие с учетом почвенно-климатических условий республики.

С 1970 г. под руководством академика С. Н. Рыжова доцент Л. Турсунов начал комплексное изучение почв нижнего течения Амударьинско-Хорезмского оазиса. Этим исследованием руководил Л. Турсунов с 1980 по 2011 гг. В результате этих исследований были изучены не только генезис, эволюция, морфология и другие свойства почв Хорезмского оазиса, но и низовья Амударьи — все орошаемые земли и почвенный покров Каракалпакстана.

На основе этого исследования Л.Турсунов, С.Абдуллаев написали докторские диссертации, А.Аблязов, Б.Файзуллаев, И.Очилов, И.Сиддиков, К.Нора, Али Аскар Фатхи, Наман Хасан Хаммади, Хаккулов Ф., Си Чун, Ш. Айзеков защитили диссертации. На основе многолетних данных написаны монографии Л. Турсунова «Почвенные условия орошаемых земель Западной части Узбекистана» (1981), Л. Турсунова, С. Абдуллаева «Почвенно-физические характеристики низовьев Амудари» (1987).

Профессор Л.Турсунов, продолжая идеи академика С.Н. Рижова, основанные на тщательном изучении водно-физических свойств орошаемых земель, сумел внести изменения в классификацию и гидромодульное районирование их проницаемости, и без преувеличения можно сказать, что создал научную школу физики почв. В области изучения горных почв исследования проводили доценты кафедры М.Фахрутдинова, Д. Камилова, Т. Тураев, Ш. Исхакова.

Следующие важные результаты были достигнуты в результате работы вышеупомянутых ученых:

1. Разработана теория формирования плотного пахотного слоя на орошаемых землях под воздействием антропогенных факторов и обоснованы практические меры по борьбе с ней.

2. Установлен оптимальный нижний предел влажности почвы для основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых на богарных и орошаемых землях.

3. Выполнено гидромодульное зонирование орошаемых земель, отражающее потребности сельскохозяйственных культур в воде в период вегетации.

4. Возможно применение на практике почвозащитных и ресурсосберегающих технологий, которые могут улучшить физические свойства орошаемых земель.

Деятельность Ж.Саттарова связана с решением ряда научных проблем в науке. По его словам, сроки промывки засоленных почв различными солями в стране научно обоснованы. Эти рекомендации до сих пор успешно применялись в производстве.

Создание технологии внесения удобрений на засоленные почвы также связано с именем Ж.Саттарова. Его величайший вклад в развитие сельскохозяйственных наук — создание нового раздела агрохимической науки. Эффективное использование системы удобрения сортов, разработанной Ж.Саттаровым, является огромным вкладом в решение проблемы повышения урожайности и улучшения качества хлопка путем подкормки его в соответствии с внутренним спросом. Доказательство тому — спецкурс «Сортагрохимия» для магистров кафедры почвоведения.

Представителями этой школы являются доцент С.Сидиков, ученики учёного и преподаватели С.Махаммадиев, Ю.Касимов. Все достижения в этой области достигнуты на экспериментальном поле, расположенном в Ботаническом саду кафедры агрохимии Национального университета Узбекистана.

На кафедре ведется значительная научно-исследовательская работа по изучению загрязнения почв, и в этом направлении создана специальная научная школа. Профессора Х.Х. Турсунов, Л.А. Гафурова, доцент Т.А. Абдрахманов, З. Джаббарова широко изучают загрязнение почв под воздействием химических, техногенных, космогенных и антропогенных факторов, их виды, источники и методы устранения. В этой области были достигнуты следующие результаты:

1. Минералогический состав основных почв Узбекистана был изучен в связи с петрографическим составом их горных пород и четвертичных отложений.

2. Проведен анализ состава легких и тяжелых минералов разного размера, а также первичных и вторичных минералов мелкого кристаллического или аморфного состояния, закономерностей перекристаллизации и образования

3. Были собраны данные об источниках загрязнения почвы.

4.Уровень загрязнения почвы определялся под воздействием промышленных и бытовых отходов, автотранспорта, нефти и нефтепродуктов, а также внесенных минеральных и органических удобрений.

5. При определении скорости, степени загрязнения почв были показаны возможности использования современных ГИС технологий.

В последние годы кафедрой почвоведения и агрохимии выполнены научно-исследовательские работы по нескольким проектам в рамках государственных научно-технических программ:

а) В рамках прикладных проектов:

КА-7-011 + КА-7-010 + КА-7-001 «Развитие деградированных пастбищ, технологии повышения продуктивности, повышения эффективности и институциональная база для управления пастбищами» (руководитель: Набиева Г.М.);

б) КА-7-011 + КА-7-010 + КА-7-001 «Агробиологические методы повышения плодородия почв Бухарской области, определение уровня деградационных процессов на основе технологии ГИС» (научный руководитель проф. Гафурова Л.А.)

А-7-66. «Повышение плодородия деградированных почв за счет использования ТВО методом вермикультивирования диких популяций местных видов компостных червей» (научный руководитель Ахмедов Ш.М.)

ж) А-7-47 «Способы изменения почвы Джизакской пустыни и повышения ее урожайности в условиях бурно развивающегося сельского хозяйства». (Научный руководитель проф. Абдуллаев С.)

г) А-7-45 «Разработка альтернативного способа питания растений на основе изучения концентрации, состава, осмотического давления, равновесия почвенного раствора в орошаемых почвах» (руководитель доцент Сидиков С.В.)

В рамках практического применения:

1. KA-7-011 + KA-7-010 + KA-7-001 «Развитие деградированных пастбищ, технологии для повышения продуктивности, повышения эффективности и институциональная основа для управления пастбищами» Мониторинг основных питательных веществ и растительного покрова деградированных почв, проведена очистка семян пастбищных растений. Акт о внедрении фермерского хозяйства «Мухиддин бобо» в Нуратинском районе Навоийской области.

2. КА-7-011 + КА-7-010 + КА-7-001. Агробиологические методы повышения плодородия орошемых почв Бухарского района, определение уровня деградационных процессов на основе ГИС технологии» (научный руководитель проф. Гафурова Л.А.) Повышение плодородия деградированных почв агробиологическими методами.

 3. А-7-66. Повышение плодородия деградированный почв утилизации ТБО метод вермикультивирования дикой популяции местных видов дождевых компостный червей (научный руководитель Ш.М. Ахмедов.) Разработка практических аспектов рационального использования биоресурсов твердых дождевых червей.

4. А-7-47 «Способы изменения почвы Джизакской пустыни и повышения ее урожайности в условиях бурно развивающегося сельского хозяйства».

5. А-7-45 «Разработка альтернативного способа питания растений на основе изучения концентрации, состава, осмотического давления, равновесия почвенного раствора в орошаемых почвах».


В рамках зарубежных грантов реализованы следующие проекты:

Кафедра почвоведения и агрохимии Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека на протяжении всей своей научно-педагогической деятельности является не только организатором комплексных исследований, но и готовит высококвалифицированные кадры по всем направлениям почвоведения и заложила основу для полного становления почвоведения.

Придерживаясь своих исторических традиций, кафедра является квалифицированным педагогом для высшего и среднего специального образования по всем направлениям сельского хозяйства страны, высококвалифицированным почвоведом для государственных научно-исследовательских институтов.

Город Ташкент, Алмазарский район, студенческий городок, улица Университетская 4, 100174. Корпус биологического факультета, 4 этаж, тел: +998909627824, e-mail: zafarjonjabbarov@gmail.com

  1. В отдельной форме для дисциплин, преподаваемых на кафедре, бакалавриата и магистратуры.
nПредметыКраткая информация о предмете
Обязательные предметы
1Введение в специальностьВведение в специальность — пробудить их интерес к сохранению почвы чистой и плодородной, обучая происхождению почвы и ее свойствам, расширяя их понимание важности почвы в биосфере и сельском хозяйстве, предоставляя информацию об ученых-теоретиках и агрохимиках о взаимосвязи между почвой-растениями-удобрениями и формируя теоретические знания и мировоззрение студентов по специальности.
2Ботаника, физиология и биохимия растенийБотаника, Физиология и биохимия растений — клеточное строение растений, строение тканей, морфология вегетативных и генеративных органов, анатомическое строение, строение трубчатых и высших растений, семейство, категория, виды; их распространение в природе и наука о значении растительного мира в природе.
3Биология и экология почвБиология и экология почвы — изучение живых организмов, обитающих в почвенной среде или чья жизнь в какой-то степени связана с почвой, роль почвенного покрова в экосистеме, влияние деятельности человека, изучение, управление, прогнозирование важности почвы в процессах, происходящих в биосфере, поддержание санитарных условий, устранение проблем загрязнения,
4Общее земледелие и растениеводствоОбщее земледелие и растениеводства — история развития сельского хозяйства и растений, научные основы, сорняки и борьба с ними, севооборот, обработка почвы, семена и посев, системы земледелия и экологические проблемы, культурные растения и их происхождение, классификация культурных растений, ботанические и современные знание биологических свойств, сортов, видов, способов выращивания и агротехники.
5ПочвоведениеПочвоведение — научные основы почвоведения, история развития почвоведения, возникновение, структура, состав и свойства почвенного покрова, законы географического распределения, его функции и значение в природе, плодородие, обогащение почвенного покрова в полевых, лабораторных и наблюдательных условиях, изучение физических свойств.
6Физика почвыФизика почвы предназначена для изучения физических свойств типов почв и общих физических, водно–физических и физико-механических свойств почв, основных проблем, связанных с концентрацией почвенной воды и тепловым режимом.
7Питание растений и удобренияВзаимодействие между питанием растений и удобрениями — растение-почва-удобрение заключается в обучении свойствам удобрений и их видам, способам получения, составу растений, питанию, почве, связанным с питанием растений и применением удобрений, основным элементам питания и их роли в жизни растений, классификации удобрений, удобрений.
8Методы исследования почвыМетоды исследования почвы — рассчитать результаты лабораторных, вегетационных, лизиметрических, полевых и производственных экспериментов математическими методами, уметь правильно анализировать химический состав почв и растений на основе результатов экспериментов, иметь информацию о валовых и водорастворимых формах питательных элементов и количестве гумуса в почве, уметь анализировать количество и характер солей в почве.
9География почвЦелью преподавания естественных наук является обучение студентов законам и научным основам географического распределения почв на основе зарубежного опыта; описанию почвенного покрова Узбекистана и мира; формированию почв различных почвенно–климатических регионов, земельным ресурсам Узбекистана и мира, их продуктивному использованию, знаниям, навыкам и квалификации для защиты почв.
10Химический состав почвыЦель преподавания естественных наук состоит в том, чтобы научить химическим свойствам различных типов почв, химическому составу, почвенному раствору, поглощающей способности, типам, питательным элементам и их миграции, органическому веществу, состоянию гумуса в почвах, химии почвы с помощью современных базовых технологий. Дать им знания, навыки и квалификацию в соответствии с направлением образования по научно-теоретическим основам химии почв.
11Основы почвенного и земельного кадастра бонитировкаЦель преподавания естествознания — познакомить почву с естественной подкормкой, плодородием, основными средствами производства почвы, теоретическими и практическими проблемами классификации, а также ролью почвоведения в развитии и формировании качественного заземления.
12Кафедра гидрологии и почвоведенияЦелью преподавания естественных наук является обучение студентов мелиорации и геологии почвы, ее назначению, функциям, повышению плодородия почвы, а также улучшению свойств, отрицательно влияющих на рост и развитие культурных растений; координация водного, воздушного, питательного режимов почвы, борьба с эрозией, опреснение засоленных почв, обработка болотистых, песчаных, каменистых земель.
13Почва и загрязнение окружающей средыЦелью преподавания естественных наук является формирование знаний, навыков и компетенций по загрязнению почв различными промышленными отходами, влиянию почвы на свойства почвы, возникшим проблемам и предоставлению современных знаний об их решениях.
14Деградация почвы и ландшафтаЦелью преподавания естественных наук является предоставление студентам знаний, навыков и компетенций о типах деградации почвы, влияющих факторах, восстановлении и сохранении ландшафта, способах предотвращения и уменьшения деградации, оценке почвы и земель, правовой основе сельскохозяйственных земель и охране
15ГИС технология в почвоведенииЦелью преподавания естественных наук является предоставление студентам возможности использовать географические информационные системы в области почвоведения и формирование знаний, навыков и квалификаций по использованию ГИС.
Предмет  о выбору
16  Агрохимическое картирование почвЦель преподавания естественных наук — дать студентам научную основу картографирования почв; историю развития; изучение определенной области земной коры, формирование карты на основе законов рассеивания почвы, формирование агрохимической картограммы по количеству подвижных питательных веществ.
17Ресурсосберегающие  технологии в почвоведенииЦель преподавания естественных наук состоит в том, чтобы предоставить студентам образование по актуальным вопросам, таким как тесное знакомство с повышением продуктивности почвы с помощью ресурсосберегающих технологий в нашей Республике через предмет «Ресурсосберегающие технологии в почвоведении».
18Агрохимическая характеристика почв УзбекистанаЦелью преподавания предмета является ознакомление студентов с типами почв Узбекистана, их плодородием, свойствами, гумусом и питательными веществами, а также мерах по повышению плодородия почв.
19Современные методы и оборудование в агрохимии и агропочвоведенииПредоставляет знания о необходимом и необходимом оборудовании и современных методах агрохимического анализа.
20История и методология агрохимииОн предназначен для предоставления современных знаний по истории агрохимии и методологии ее изучения.
21Сельскохозяйственная биотехнологияЦель преподавания этого предмета — научить студентов важности биотехнологии в повышении плодородия почв посредством предмета «Сельскохозяйственная биотехнология».
22Органическая часть почвыЭта наука призвана дать современные знания о состоянии органической части почвы и способах их приумножения.
23Компьютерные технологии в агрохимии и в агропочвоведенииСовременное требование-компьютеризация всех сфер. То есть оцифровка дает знания об этой науке.
24Картирование почвЦель преподавания науки — научные основы картографирования почв для студентов; история развития; изучить известную площадь земной коры, составить карты, основанные на законах распределения почвы, дать современные учения по созданию агрохимических карт количества подвижных питательных веществ.
25Горные почвыЦель преподавания естествознания — научить студентов, что такое горные почвы, горные почвы Узбекистана, их распространение, морфологическая структура, свойства и характеристики, а также их защита.
26Эрозия и защита почвыЦель преподавания естественных наук — предоставить студентам возможность применять знания об эрозии почв, научных основах эрозии, истории развития науки, происхождении эрозии почв, влиянии, составе и свойствах процесса эрозии на морфологию почвы, законы географического распределения, влияние эрозионных процессов на плодородие почвы, борьба с эрозией.
27Биологическая активность почвыЦель преподавания естественных наук — предоставить студентам возможность изучить современные методы биологической активности, теоретические основы и эколого-биодиагностическое состояние почв, микроорганизмов, важность ферментов и их способность применять их на практике.
28Основы землеустройства и землепользованияОбновленная учебная программа, основанная на зарубежном опыте, точно отражает цели и задачи курса «Основы земельного кадастра и оценки почв», опыт бакалавра, навыки и фантазию в науке, знание требований и их эффективное использование. Примечательно, что в учебной программе делается упор на использование современных методов и технологий в изучении актуальных проблем, стоящих перед наукой, и поиске положительных решений. Научные дисциплины подобраны правильно на основе зарубежной литературы.
29Удобрение сельскохозяйственных культурОн предоставляет современные знания о методах, приемах и сроках внесения удобрений в сельскохозяйственные культуры.
30Математическое моделирование в почвеПочвоведение предоставляет современные знания по моделированию и обработке полученных данных и проведению модельных экспериментов.
31Система умного земледелия и почвенные свойстваПредоставляет знания об интеллектуальных методах ведения сельского хозяйства и их свойствах.
Магистерские специальности
70530701 – Почвоведения (по видам исследований)
32Инновационные технологии в почвоведенииИзучает инновационные технологии в почвоведении, инновационный процесс, классификацию, факторы и функции инновационного процесса, приоритеты инноваций в данной области.
33Рекультивация почвИзучает деградацию почв, загрязнение, изменения свойств и режимов почвы, соответствующие меры по рекультивации, научные решения, агробиологические методы.
34Современные проблемы и концепции почвоведенияСвойства почв и их распределение по регионам, законы горизонтального и вертикального зонирования, общие агрохимические, агрофизические и мелиоративные свойства и процедуры почв, снижение плодородия почв из-за загрязнения, засоления и повторного засоления почв, водной и ветровой эрозии и меры борьбы. анализировать экономическую продуктивность.
70530702 – Экспериментальная агрохимия
35Современные проблемы и концепции агрохимииСовременные проблемы агрохимии; методы повышения плодородия почвы и продуктивности растений; система применения удобрений в агрохимии, знакомство с актуальными и важными задачами по повышению ее эффекта и уделение им внимания и изучение методов решения этих проблем.
36Сорта, почва и удобренияВ нем рассматриваются методы изучения внесения удобрений в зависимости от сортов, которые являются одним из способов повышения эффективности минеральных удобрений, то есть адаптации системы внесения удобрений к сортам, особенностям сортов, потребности сортов в питательных веществах.
37Современная технология приготовления нестандартных удобренийНетрадиционные удобрения, технология их приготовления, методы и сроки применения, их значение в повышении плодородия почвы, улучшении качества урожая, а также научиться применять их на практике.

  • Исследователи и научные вопросы
  nИсследователи от учителей ФИОУченая степень, званиеТема дипломной работы
1Жаббаров  Зафаржон Абдукаримовичдоктор биологических наук, профессорХимическое загрязнение почв и их рекультивация
2Фахрутдинова Машкура Фазлиддиновнакандидат биологических наук, кандидат технических наук, доцентПочвы северной части горных хребтов Туркестана (на примере почв района «Народный парк» г. Заамин)
3Джалилова Гулнора Тулкуновнадоктор биологических наук, врио профессорГеоинформационный анализ эрозионных процессов в средних и нижних горах Узбекистана (на примере Чаткала и Туркестана)
4Махкамова Дилафруз Юлдашевнадоктор биологических наук философских наукГипсоносные почвы Джизакской степи и их биологическая активность.
5Маҳаммадиев Самад Киличевич доктор философии в области сельскохозяйственных наукРоль сорта и удобрений в улучшении качества зерна озимой пшеницы.
6Кенжаев Юнус Чинтошевичдоктор экономических наук, кандидат технических наук, доцентВыращивание сидератов сельскохозяйственных культур, их влияние на плодородие почвы и урожайность хлопка (на примере Самаркандской области).
7Абдушукурова Замира Зайнитдиновнакандидат сельскохозяйственных наук«Агрофизические свойства и засоленность почв орошаемых пастбищ» (на примере северо-западной части Джизакской пустыни).
8Закирова  Саломат Қасимбаевнадоктор философии в области сельскохозяйственных наукИзменения в низовьях Кашкадарьи под влиянием антропогенных факторов.
9Исҳоқова  Шоира Мирсодиқовнакандидат сельскохозяйственных наук, доцент«Вещественный состав основных почв низовьев Амударьи и влияние на них процессов орошения и опустынивания
10Сидиқов Саиджонкандидат сельскохозяйственных наук, доцентСостав и количество гумуса в орошаемых почвах зависит от агротехнического фона и разнообразия растительных остатков.
11Эргашева Олимахон Халиқжоновнадоктор философии в области биологических наукЗначение педофауны Северо-Туркестанского хребта и биодиагностика эродированных почв.
12Набиева Гулчехра Мирэргашевнадоктор биологических наук, доцентУлучшение деградированных пастбищных почв и технологии для повышения их плодородия.
13Касимов Умедилло СалимовичСпособы повышения эффективности минеральных удобрений (на примере хлопчатника типичных орошаемых сероземов).
14Бегимова Дилдора КаримбоевнаИзменение биохимических свойств почв промышленных территорий и их улучшение.

  • Информация о отечественных и зарубежных партнерах

Кафедра почвоведения установила высокий уровень сотрудничества с местными и зарубежными партнерами, включая Республиканский научно-исследовательский институт почвоведения и агрохимии, ГУП «ТУПРОКСИФАТТАХЛИЛ», Ферганский государственный университет, Термезский государственный университет, Андижанский государственный университет, Гулистанский государственный университет, Каршинский государственный университет, Бухарский государственный университет, Ургенчский государственный университет, Самаркандский государственный университет, Каракалпакский государственный университет, Аграрный государственный университет, СП ООО «IFODA AGRO KIMYO HIMOYA», Республиканская агрохимическая станция, Ботанический сад и другие организации работают над научно-практическими, инновационное сотрудничество.

  • С зарубежными университетами налажено сотрудничество Чешского аграрного университета, Словацкого аграрного университета, Университета Хоэнхайма, Московского государственного университета, Владимирского университета, Университета Вагининенгена, Токийского сельскохозяйственного университета, Варшавского университета, Университета Гранады и других университетов, в том числе магистрантов и докторантов. Работа ведется в зарубежных вузах, профессора и преподаватели издают научные статьи, монографии, учебники и учебные пособия с зарубежными партнерами.

  • Структура кафедры
nФИОЭлектронная почта
1Жаббаров Зафаржон Абдукаримовичzafarjonjabbarov@gmail.comz.jabbarov@nuu.uz,
2Сатторов Жўрақулjoraqulsattorov62@gmail.comj.sattorov@nuu.uz
3Гафурова Лазизахон Акрамовнаglazizakhon@yandex.ru
4Закирова Саломат Қасимбаевнаs.zakirova@nuu.uz , salomatxz@mail.ru
5Сидиқов Саиджонsidikov1957@mail.ru
6Джалилова ГулнораТулкуновнаg.jalilova@nuu.uz
7Набиева Гулчехра Мирэргашевнаg.nabieva@nuu.uz
8Фахрутдинова Машкура Фазлиддиновнаmashkura.fakhrutdinova@mail.rum.faxrutdinova@nuu.uz
9Исхакова Шоира Мирсадиковнаsh.isxakova@nuu.uz ,  sh.iskhakova@gmail.com
10Кенжаев  Юнус  Чинтошевичykenjayev@bk.ru
11Абдушукурова Замира Зайнитдиновнаz.abdushukurova@nuu.uz
12Махкамова Дилафруз Юлдашевнаd.maxkamova1982@gmail.com
13Эргашева Олимахон Халиқжоновнаo.ergasheva@nuu.uz
14Маҳаммадиев Самад Қиличевичмагомедиев3@Gmail.ком ,  s.mahammadiyev@nuu.uz
15Касимов Умиделло Салимовичqosimovumedillo@gmail.com
16Бегимова Дилдора Каримбоевнаdi.begimova@gmail.com
17Рахматов Зоир Умурзоқовичzoirrakhmatov@gmail.com
18Абдрахманов Тохтасинto.abdraxmonov@nuu.uz
19Абдурахманов Нодир Юлчиевичnodirjon_1976@gmail.com
20Атоева Гулҳаё Абдурахмановнаgulhayoatoyeva@gmail.com

6.Научные лаборатории (при наличии) нет.

7.Кружки

Созданный на кафедре почвоведения биологического факультета Национального университета Узбекистана студенческий научный кружок «Юный почвовед» направлен на регулярное привлечение одаренных студентов, изучающих почвоведение, их вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность и содержательный досуг. Также планируется усиление знаний и умений студентов в научно-популярной сфере в виде семинаров и презентаций на узбекском и иностранных языках, а также организация лекций известных ученых.

Деятельность научного кружка «Юный почвовед» проводится один раз в месяц в течение учебного года. Кроме того, в клубе могут быть организованы праздничные дни, специальные даты, посвященные защите окружающей среды. В кружке принимают участие студенты бакалавриата, магистратуры, базовые докторанты, независимые исследователи и независимые исследователи.


 8. Вы можете предоставить дополнительную информацию в зависимости от характера кафедры.

Постановление Правительства «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации кадров резерва для агропромышленного комплекса» (№ 172, 19.03.2020) и Президента Республики Узбекистан 15.07.2021. Организован учебный курс для обеспечения выполнения Постановления № ПП-5185 «О создании Агентства Республики Узбекистан по карантину и защите растений».

Название учебного курса «Определение состояния почв на основе современного анализа» Содержание учебного курса: Лабораторные работы по диагностике химического состава и свойств почв.

Цель учебного курса: научить определять некоторые водно-физические, химические и агрохимические свойства почв.

Задачи учебного курса: Отбор проб почвы и подготовка к анализу; ознакомиться с правилами техники безопасности в почвенных и агрохимических лабораториях; определение влажности почвы; определение органического вещества почвы; определение общего и подвижного количества макроэлементов (NPK) в почве; определение некоторых водно-физических и химических свойств почв; заключается в определении степени и типа засоленности.

Учебный курс включает следующие темы:

1. Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в лаборатории.

2. Определение количества влаги в почве гравиметрическим методом.

3. Определение количества гумуса в почве по методу Тюрина.

4. Определение содержания азота N-NH4 в почве.

5. Определение количества подвижного фосфора в почве.

6. Определение количества валового азота, фосфора и калия в почве.

7. Определение количества карбоната SO2 в почве.

8. Определение поглощающей способности почвы.

9. Определение механического состава почвы методом пипетки Качинского.

10. Анализ водной вытяжки: сухой остаток, сульфаты, хлориды, карбонаты Сa и Mg.

11. Определение рН почвы окружающей среды.

12. Оформление результатов.