The National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek is the first and leading higher education institution not only in Uzbekistan, but also in Central Asia: 15 faculties, 80 chairs, 16 joint education programs, The number of graduates is 200,000+

Department of general physics

Begmatova Dilfuza - Head of department

 100174, Universitet street 4, Olmazor district, Tashkent

 Monday-Friday, 14:00 – 17:00

+998 90 959-17-93

e-mail: dilfuza.fizic@mail.ru


History and main activities of the department. In 2005, the departments "Interfaculty Department of General Physics", established in 1969, "Methods and History of Teaching Physics" established in 1976, and the Department "Atmospheric Physics" established in 1955 were merged into one department called "General Physics, Methods teaching physics and atmospheric physics. Since 2011, it has been called the Department of General Physics.

The department of "Physics" began its activity from the day of foundation of the university. Famous scientists such as N.N. Zlatovratsky, A.E. Levashev, N.V. Krymenevsky, L.N. Dobretsov.

In 1936, the Department of Experimental Physics was established at the Department of Physics. In the period from 1936 to 1965, the department was headed by outstanding scientists such as S.V. Starodubtsev, Yu.N. Schuppe, S.U. Umarov, I.I. Islamov and Y. Andreev. In 1965-1969, the Department of Experimental Physics was headed by Assoc. R.K.Karimov. He showed great initiative in updating the educational and laboratory equipment of the department, improving existing work and organizing new laboratory work.

In 1969, the Department of "Experimental Physics" was divided into two parts: "Experimental Physics" for students of the Faculty of Physics and "Inter-Faculty General Physics" for students of natural faculties.

In 1969-1989 Department of "Experimental Physics" was headed by Assoc. U.V. Azizov, and in 1989-1995. prof. I. Boribaev. From 1976 to 2004, the department "Methods of teaching and the history of physics" was headed by prof. E.N. Nazirov.

In 1969-1991, the Department of Interfaculty General Physics was headed by a well-known scientist in the field of physics and chemistry of solids, prof. M.A. Marupov. The merit of M.A. Marupov in improving the teaching of physics at universities and universities in general deserves attention. From 1991 to 2012, the department was headed by Professor U. Abdurakhmanov. In 2012, Professor A.V. Umarov, and since 2013 D.A. Begmatova became the head of the department.

The department received a republican grant for fundamental research for 2007-2011 on the topic "The essence of the electrophysical properties of composite materials containing metal nanoparticles in the region of the yield strength." The scientific adviser was the rector of the university prof.G. I. Mukhamedov. Currently, the department has 2 grants:

1. Project ITD K-12-004 “Composite nanomaterials: synthesis and development of elements with desired physical properties” for 2015-2017 is being implemented. (40 million soums). Project leader: U, Yu. Abdurakhmanov.

2. The fundamental project OT-FT-96 "Creation of nanocomposite and polycomplex composites based on natural polyelectrolytes" is being implemented. Project leader: G.I. Mukhamedov.

Professors and teachers of the department conduct training in general physics for students of the faculties of chemistry, mathematics, biology, geology and soil science, philosophy. Along with scientific research, professors and teachers pay great attention to improving the methods of teaching physics, developing scientific and methodological works, creating new laboratory works and using them in the educational process, and using technical means during classes.

The results of scientific research at the department are used in lectures and practical classes with students of the faculties of biology, chemistry, geology, undergraduates in the field of materials science. The results of the grant received in 2003-2005 on the topic “Preparation of prototypes of heat-sensitive fire detectors and receiving devices” were introduced in 2009 in certain sectors of the national economy.

The staff of the department conducts scientific and methodological research on the problems of improving the efficiency of teaching physics in higher educational institutions. In particular, "Improving the theoretical and experimental teaching of physics in higher and secondary specialized educational institutions";

Professors and teachers of the department provide training for students of the Faculty of Physics and master's programs in general courses and special courses. In addition to scientific research, the teachers of the department pay great attention to improving the methods of teaching physics, developing scientific and methodological works, creating new laboratory works and using them in the educational process, using modern pedagogical and information technologies and information and communication technologies during the lesson.

At the same time, they show visual aids and demonstrations in physics to students of higher educational institutions in Tashkent, academic lyceums, professional colleges, students of the Higher Pedagogical Institute. At present, there are 500 sets of lecture experiences, more than 100 multimedia electronic manuals, more than 150 educational films, about 300 educational posters and more than 200 slides. The course of general physics is taught in 3 classrooms using technical teaching aids.


Subjects taught at the department, separately for undergraduate and graduate programs.

Item nameBrief information about the subject
1.MechanicsThe purpose of the subject "Mechanics" is to study the basic laws and patterns of interaction and properties of the movement of bodies and systems of bodies. Its task is to study complex movements and changes in the state of technical systems, starting with mechanical phenomena in nature, to study the content, meaning and application of basic physical laws.
2.Molecular physicThe purpose of teaching the subject is to reveal to students the methods of scientific knowledge of physical phenomena at the junction of teaching thermodynamics and molecular physics. The purpose of teaching the subject is to discover the objective laws of nature applicable to humanity and to apply the results of research in practice and technology. It is impossible to start studying practical and special courses without knowing the basic laws and phenomena of physics. The main goal of teaching molecular physics as a branch of general physics is to form a preliminary understanding of physical theory among future specialists - physicists based on observations, practical tests and generalization of experiments and create a basis for their successful mastery of knowledge in their chosen field of specialization.
3.FizpraktikumThe purpose of teaching the subject is to consolidate the knowledge gained in mechanics, molecular physics, electricity and magnetism, to give the skills to conduct independent experiments and draw conclusions based on the results obtained.
4.Еlectricity and magnetismAn in-depth study of the topic "Electricity and Magnetism" is important in solving fundamental and practical problems related to the phenomena of electricity and magnetism, in the creation and widespread use of complex electrical devices.
5.Methods of teaching physicsThe purpose of teaching the subject is education and upbringing in the process of teaching physics at educational stages and teaching students how to develop their knowledge in physics, using innovative technologies in teaching the subject in order to train highly qualified specialists, i.e. formation of skills and abilities in the use of pedagogical and information technologies, visual aids.
6.Methods of teaching physics and mathematicsThe purpose of teaching the subject is education and upbringing in the process of teaching physics and mathematics at educational stages and teaching students how to develop their physical and mathematical knowledge, using innovative technologies in teaching the subject in order to train highly qualified specialists, that is, to form the skills and abilities to use pedagogical and information technology, visual aids.
7.Physical electronics"Fundamentals of Physical Electronics" covers a number of scientifically based areas: physics and vacuum technology, gas flash electronics, the theory of solid-state electrons, electron emission and their types, and the topics are presented in a methodological sequence. Students deepen and consolidate their theoretical knowledge in laboratory and seminar classes.
8.General physicsThe purpose of teaching the subject is to give students the necessary comprehensive information on the course of general physics, that is, to study the laws of mechanics, molecular physics and thermodynamics, electricity and electromagnetism, optics, atomic and nuclear physics and apply them in practice. in modern technology and everyday life, taking into account their professional characteristics, and in applying them to natural science, it consists in studying the interdependence of processes and their influence on life. This subject is inextricably linked with the theoretical basis of other subjects and in its development serves as the basis for the natural science of a particular direction.

About researchers and scientific works

  Family name first nate, patronemicAcademic degree, title  Dissertation topic
1Begmatova Dilfuza AbdullazhanovnaPhDMethodological foundations of teaching physics topics in higher education by optimizing them based on system analysis.
2Abdurakhmanov UmarbekDScElectrophysical properties of various mixed substances.
3Kurbanov MirzaahmadDScIncreasing the efficiency of didactic functions of a physical experiment in the system of continuous education
4Tursunmetov Komiljon AkhmetovichDScStudy of the law of entropy of melting metals
5Zokhidova Mavluda AbdukarimovnaPhDИндуцированные лазерным излучением процессы переноса и преобразования энергии в молекулярных системах.
6Sodikova Shokhida MirzoakhmadovnaPhD.Creation and implementation in the educational process of special courses related to the field of physics of academic lyceums
7Rakhmonov Ganiboy TadjievichPhDStudy of the kinetics of reactions of hydrogen adsorption and splitting of molecules of alkali metal halide salts on metal surfaces
8Норқулов НематPhDObtaining Nanoelectronic Materials with Thermally Stable Parameters by Alloying Various Inputs into Silicon by Different Methods
9Kamilov Sherzod KhashimovichPhDStudy of the electrophysical properties of composite materials based on polymers filled with various fillers.
10Abdullaev Rahmatulla MirolimovichPhDGrowth of a thin carbon layer on Ir, Re, Pd and its effect on the adsorption, catalytic and emission properties of metals
11Alimov Ravshan AbdurasulovichPhDInelastic Phenomena in the Collision of Atoms and Ions with the Surface of a Solid Body
12Turgunboev Farhod YusupbayevichPhDStudy of the electrophysical properties of the soil
13Rakhimova Yayra MahmudovnaPhDElectrical Properties of Composite Ceramic Materials Containing Nickel Nanoparticles
14Yunusov Anvar KholmatovichPhDPreparation and study of anthracene-doped polymer semiconductors based on polyacrylonitrile
15Nurmatov NebodirPhDMechanisms of formation of electronic structures of metal alloys
16Abdullaev Nuraddin Kuranboevich-Methodological and didactic foundations of system analysis in physical education
17Saidkulov Doston Rustamovich-Electrical properties of heterogeneous materials containing metal nanoparticles in a constant and alternating electric field
18Kholboev Yunusali Khasanovich-Improving the content and teaching methods of the section of physics "Electricity and Magnetism"

Local and foreign partners. The department has established scientific-methodological and practical support relations with the following higher educational institutions and research institutes: Saint-Petersburg Pedagogical University (Russia); Tashkent State Pedagogical University named after Nizomi; Scientific Research Institute of Pedagogical Sciences of Uzbekistan named after Kori-Niyazi; Abdulla Avloni Central Institute of Retraining and Advanced Training of Public Education Workers, as well as CIS countries, including Moscow State University, Moscow Pedagogical University, Chelyabinsk and Kurgan Pedagogical Institutes.

Composition of the department..

Family name first nate, patronemicEmail
1Begmatova Dilfuza Abdullazhanovnadilfuza.fizic@mail.ru
2Abdurakhmanov Umarbekabdurakhmanovu@ Yahoo.com
3Kurbanov Mirzaahmadkurbanov1949@bk.com.ru
4Tursunmetov Komiljon Akhmetovichk.tursunmetov@nuu.uz
5Zokhidova Mavluda Abdukarimovnamzakhidova @ Yahoo.com
6Sodikova Shokhida Mirzoakhmadovnasohidasodikova2@gmail.com  
7Rakhmonov Ganiboy Tadjievichrakhmanov.gt@mail.ru
8Норқулов Нематn.norkulov@nuu.uz
9Kamilov Sherzod Khashimovichsherkamilov19@gmail.com
10Abdullaev Rahmatulla Mirolimovichr.abdullaev@nuu.uz
11Alimov Ravshan Abdurasulovichsherkamilov19@gmail.com
12Turgunboev Farhod Yusupbayevichf.turgunboev@nuu.uz
13Rakhimova Yayra Mahmudovnayayra@yandex.ru
14Yunusov Anvar KholmatovichAnvar_1922@ mail.ru
15Nurmatov Nebodir nn_nurmatov@mail.ru
16Abdullaev Nuraddin Kuranboevichsultonovodiljon1989@gmail.com
17Saidkulov Doston Rustamovichdostonsaidkulov@gmail.com
18Kholboev Yunusali Khasanovichxolboyevyunusalixasanovich@gmail.com

Mug: The department has a circle "Physicists-inventors".

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека является первым и ведущим высшим учебным заведением не только в Узбекистане, но и в Центральной Азии: 15 факультетов, 80 кафедры, 16 совместных образовательных программ, Количество выпускников 200 000+

Кафедра общей физики

Бегматова Дильфуза - Заведующий кафедрой

 100174 г.Ташкент р-н Алмазарский, ул.Университет 4-дом

 Среда-Пятница, 15:00 – 17:00

+998 90 959-17-93

e-mail: dilfuza.fizic@mail.ru


История и основные направления деятельности кафедры. Кафедра общей физики была образована в 2011 г. путем объединения двух кафедр - межфакультетской кафедры общей физики и кафедры методики обучения и история физики, созданных, в 1969 и 1976 гг., соответственно.

Кафедра физики является ровесником Национального Университета Узбекистана. Руководили кафедрой физики такие известные ученые, как Н.Н.Златовратский, Н.В.Крименевский, Л.Н. Добрецов и многие другие, внесшие большой вклад в развитие как физической науки, так и, собственно, кафедры. В 1936 г. на базе кафедры физики была создана кафедра экспериментальной физики. С 1936 г. по 1965 г. кафедрой руководили крупные ученые В.Стародубцев, Г.Н.Шуппе, С.У.Умаров, И.И.Исломов и И.Андреев. Доцент Р.К. Каримов, руководивший кафедрой в период 1965 - 1969 гг., внес большой вклад в обновление учебных лабораторных работ.
В 1969 г. кафедра экспериментальной физики была разделена на две: межфакультетскую кафедру общей физики и кафедру экспериментальной физики, в последствии переименованную в кафедру общей физики. 

В 1969 - 1989 гг. кафедрой общей физики руководил доцент У.В. Вохидов, а затем, до 2005 г. - проф. И.Бурибоев. Межфакультетской кафедрой общей физики в 1969 - 1991 гг. руководил проф. М.А. Марупов - известный ученый, крупный специалист в области физики и химии твердых тел. А с 1991 г. По 2012 г. кафедрой руководил проф. У. Абдурахманов. В 2012 году кафедрой руководил проф. А.В. Умаров. С 2013 года заведующим кафедрой является доц. Д.А.Бегматова.

Кафедра получила республиканский грант на фундаментальные исследования на 2007-2011 годы по теме «Сущность электрофизических свойств композиционных материалов, содержащих наночастицы металлов в районе предела текучести». Научным руководителем был ректор университета проф.Г. И. Мухамедов. В настоящее время кафедра имеет 2 гранта:

1. Реализуется проект ИТД К-12-004 «Композиционные наноматериалы: синтез и разработка элементов с заданными физическими свойствами» на 2015-2017 годы. (40 млн сумов). Руководитель проекта: У,Ю. Абдурахманов.

2.Реализуется фундаментальный проект ОТ-ФТ-96 «Создание нанокомпозитных и поликомплексных композитов на основе природных полиэлектролитов». Руководитель проекта: Г.И.Мухамедов.

Профессора и преподаватели кафедры проводят обучение по общей физике студентов факультетов химии, математики, биологии, геологии и почвоведения, философии. Наряду с научными исследованиями профессора и преподаватели уделяют большое внимание совершенствованию методики преподавания физики, разработке научно-методических работ, созданию новых лабораторных работ и использованию их в учебном процессе, использованию технических средств в ходе занятиях.

Результаты научных исследований на кафедре применяются на лекциях и практических занятиях со студентами факультетов биологии, химии, геологии, магистрантами в области материаловедения. Результаты полученного в 2003-2005 годах гранта по теме «Подготовка опытных образцов теплочувствительных пожарных извещателей и приемных устройств» были внедрены в 2009 году в отдельные отрасли народного хозяйства.

Коллектив кафедры проводит научно-методические исследования по проблемам повышения эффективности преподавания физики в высших учебных заведениях. В частности, «Совершенствование теоретического и экспериментального преподавания физики в высших и средних специальных учебных заведениях»;

Профессора и преподаватели кафедры обеспечивают обучение студентов физического факультета и магистерских программ по общим курсам и спецкурсам. Помимо научных исследований, преподаватели кафедры уделяют большое внимание совершенствованию методики преподавания физики, разработке научно-методических работ, созданию новых лабораторных работ и использованию их в учебном процессе, использованию современных педагогических и информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий в ход урока.

В то же время они показывают наглядные пособия и демонстрации по физике студентам высших учебных заведений Ташкента, академическим лицеям, профессиональным колледжам, студентам Высшего педагогического института. В настоящее время имеется 500 комплектов лекционных опытов, более 100 мультимедийных электронных пособий, более 150 учебных фильмов, около 300 учебных плакатов и более 200 слайдов. Курс общей физики преподается в 3 аудиториях с использованием технических средств обучения.


Предметы, преподаваемые на кафедре, отдельно для бакалавриата и магистратуры

Наименование предмета Краткая информация о предмете
1.МеханикаЦелью предмета «Механика» является изучение основных законов и закономерностей взаимодействия и свойств движения тел и систем тел. Его задачей является изучение сложных движений и изменений состояния технических систем, начиная с механических явлений в природе, изучение содержания, значения и применения основных физических законов.
2.Молекулярная физикаЦель обучения предмета - раскрыть перед студентами методы научного познания физических явлений на стыке обучения термодинамики и молекулярной физики. Цель обучения предмета — открыть объективные законы природы, применимые к человечеству, и применить результаты исследований на практике и в технике. Невозможно приступить к изучению практических и специальных курсов, не зная основных законов и явлений физики. Основная цель обучения молекулярной физике как разделу общей физики состоит в том, чтобы сформировать у будущих специалистов - физиков предварительное представление о физической теории на основе наблюдений, практических испытаний и обобщения экспериментов и создать основу для успешного овладения ими знаниями в выбранной им области специализации.
3.ФизпрактикумЦель обучения предмета – закрепить полученные знания по механике, молекулярной физике, электричеству и магнетизму, дать навыки проведения самостоятельных опытов и дачи выводов на основе полученных результатов.
4.Электричество и магнетизмУглубленное изучение темы «Электричество и магнетизм» имеет важное значение при решении фундаментальных и практических задач, связанных с явлениями электричества и магнетизма, при создании и широком применении сложных электротехнических устройств.
5.Методика преподавания физикиЦель обучения предмета – является образование-воспитание в процессе обучения физике на образовательных этапах и обучение студентов методам развития их знаний по физике, использование инновационных технологий в обучении предмета с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, т.е. формирование умения и навыков использования педагогических и информационных технологий, наглядных пособий.
6.Методика преподавания физики и математикиЦелью обучения предмета -  является образование-воспитание в процессе обучения физике и математике на образовательных этапах и обучение студентов методам развития их физико-математических знаний, использование инновационных технологий в обучении предмета с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, то есть для формирования навыков и умений пользоваться педагогическими и информационными технологиями, наглядными пособиями.
7.Физическая электроника«Основы физической электроники» охватывают ряд научно обоснованных направлений: физику и технику вакуума, электронику газовой вспышки, теорию твердотельных электронов, эмиссию электронов и их виды, причем темы представлены в методологической последовательности. Студенты углубляют и закрепляют свои теоретические знания на лабораторных и семинарских занятиях.
8.Общая физикаЦель обучения предмета - дать студентам необходимые исчерпывающие сведения по курсу общей физики, то есть изучить законы механики, молекулярной физики и термодинамики, электричества и электромагнетизма, оптики, атомной и ядерной физики и применить их на практике. в современной технике и быту с учетом их профессиональных особенностей, а в применении их к естествознанию состоит в изучении взаимообусловленности процессов и их влияния на жизнь. Этот предмет неразрывно связан с теоретической базой других предметов и в своем развитии служит базой для естествознания конкретного направления.

Об исследователях и научных работах

  Ф.И.О профессор-преподавателя-исследователяУченая степень, звание  Тема диссертации
1Бегматова Дилфуза Абдуллажановнак.п.н.Методические основы преподавания тем физики в высшей школе путем их оптимизации на основе системного анализа.
2Абдурахманов Умарбекд.ф.-м.н.Электрофизические свойства различных смешанных веществ.
3Қурбанов Мирзаахмадд.п.н.Повышение эффективности дидактических функций физического эксперимента в системе непрерывного образования
4Турсунметов Комилжон Ахметовичд.ф.-м.н.Изучение закона энтропии плавления металлов
5Зохидова Мавлуда Абдукаримовнак.ф.-м.н.Индуцированные лазерным излучением процессы переноса и преобразования энергии в молекулярных системах.
6Содиқова Шохида МирзоахмадовнаPhD.Создание и внедрение в учебный процесс специальных курсов, связанных с областью физики академических лицеев
7Раҳмонов Ғанибой Тодживичк.ф.-м.н.Изучение кинетики реакций адсорбции и расщепления водорода молекул солей галогенидов щелочных металлов на металлических поверхностях 01.04.04-Физическая электроника, включая квантовую электронику
8Норқулов Нематк.ф.-м.н.Получение материалов наноэлектроники с термостабильными параметрами за счет лигирования различных входов в кремний разными методами
9Камилов Шерзод Хашимовичк.ф.-м.н.Исследование электрофизических свойств композиционных материалов на основе полимеров наполненных различными наполнителями.
10Абдуллаев Рахматулла Миролимовичк.ф.-м.н.«Рост тонкого углеродного слоя на Ir, Re, Pd и его влияние на адсорбционные, каталитические и эмиссионные свойства металлов»
11Алимов Равшан Абдурасоловичк.ф.-м.н.Неупругие явления при столкновении атомов и ионов с поверхностью твердого тела
12Турғунбоев Фарход ЮсупбаевичPhDИсследование электрофизических свойств почвы
13Раҳимова Яйра МаҳмудовнаPhDЭлектрические свойства композиционных керамических материалов, содержащих наночастицы никеля
14Юнусов Анвар Холматовичк.ф.-м.н.Получение и исследование легированных антраценом полимерных полупроводников на основе полиакрилонитрила
15Нурматов Небодирк.ф.-м.н.«Механизмы формирования электронных структур металлических сплавов».
16Абдуллаев Нураддин Қуранбоевич-Методологические и дидактические основы системного анализа в физическом образовании
17Саидқулов Достон Рустамович-«Электрические свойства гетерогенных материалов, содержащих наночастицы металлов, в постоянном и переменном электрическом поле»
18Холбоев Юнусали Хасанович-"Совершенствование содержания и методики преподавания раздела физики "Электричество и магнетизм""

Информация о местных и зарубежных партнерах: Кафедрой установлены связи научно-методической и практической поддержки со следующими высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами: Санкт-Петербургский педагогический университет (Россия); Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами; Научно-исследовательский институт педагогических наук Узбекистана имени Кори-Ниязи; Центральный институт переподготовки и повышения квалификации работников народного образования имени Абдуллы Авлони, а также стран СНГ, в том числе МГУ, МПГУ, Челябинский и Курганский педагогические институты.

Состав кафедры

Фамилия имя отчествоЭлектронная почта
1Бегматова Дилфуза Абдуллажановнаdilfuza.fizic@mail.ru
2Абдурахманов Умарбекabdurakhmanovu@ Yahoo.com
3Қурбанов Мирзаахмадkurbanov1949@bk.com.ru
4Турсунметов Комилжон Ахметовичk.tursunmetov@nuu.uz
5Зохидова Мавлуда Абдукаримовнаmzakhidova @ Yahoo.com
6Содиқова Шохида Мирзоахмадовнаsohidasodikova2@gmail.com  
7Раҳмонов Ғанибой Тодживичrakhmanov.gt@mail.ru
8Норқулов Нематn.norkulov@nuu.uz
9Камилов Шерзод Хашимовичsherkamilov19@gmail.com
10Абдуллаев Рахматулла Миролимовичr.abdullaev@nuu.uz
11Алимов Равшан Абдурасоловичsherkamilov19@gmail.com
12Турғунбоев Фарход Юсупбаевичf.turgunboev@nuu.uz
13Раҳимова Яйра Маҳмудовнаyayra@yandex.ru
14Юнусов Анвар ХолматовичAnvar_1922@ mail.ru
15Нурматов Небодир nn_nurmatov@mail.ru
16Абдуллаев Нураддин Қуранбоевичsultonovodiljon1989@gmail.com
17Саидқулов Достон Рустамовичdostonsaidkulov@gmail.com
18Холбоев Юнусали Хасановичxolboyevyunusalixasanovich@gmail.com

На кафедре работает кружок « Физики изобретатели».